Виктор Петрович Острогорский

Виктор Петрович Острогорский

(16.02.1840, Санкт-Петербург - 13.02.1902, Валдай) — русский педагог, литератор, общественный деятель.

Получил образование в 3-й Санкт-Петербургской гимназии и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1862 году. Был преподавателем русской словесности во многих учебных заведениях: в петербургских гимназиях и корпусах, на женских педагогических курсах (1869-1892), в Елизаветинском институте, в Смольном институте, в театральной школе, коломенской женской гимназии и Санкт-Петербургском театральном училище; на Бестужевских курсах читал историю литературы. Ещё на студенческой скамье принимал участие в устройстве первой воскресной школы в Санкт-Петербурге, затем работал для Санкт-Петербургского комитета грамотности (в издании комитета «Систематический обзор русской учебной народной литературы» под редакцией Острогорского составлен отдел по русскому языку). Составлял доклады о выдающихся деятелях по народному образованию, издавал для народа ряд статей и дешёвых брошюр: «Из народного быта» - сборник рассказов, составленный из подбора русских пословиц, поговорок, примет и песен. В многочисленных статьях, помещенных в журналах «Учитель», «Женское Образование», «Образование», «Вестник Воспитания», «Русская Мысль» он успешно проводил в жизнь идеи Пирогова, Ушинского и Стоюнина. В 60-80-е годы редактировал журналы «Детское чтение», «Дело», «Воспитание и обучение».

С 1871 года В.П. Острогорский работал в Ларинской женской гимназии. Там он читал лекции на учительских курсах, выпустил целый ряд учебных и методических пособий, в которых впервые основательно разработаны такие проблемы методики преподавания литературы, как изучение биографии писателя, выразительное чтение, внеклассная работа и внеклассное чтение. В. П. Острогорский по праву признается создателем методики выразительного чтения. Свою идею органического единства выразительного чтения и анализа литературного произведения он развил в книге «Выразительное чтение» (1885). Важное место в методической системе Острогорского отводится и внеклассному чтению, которое он считает необходимой частью литературного образования. Работая в Ларинской гимназии, он возродил традицию проведения литературных бесед, сближающих, по его мнению, учителя и учащихся и способствующих «оживлению классного курса».

Основные методические идеи Острогорского изложены в его «Беседах о преподавании словесности» (1884), публиковавшихся в журнале «Женское образование», а затем выходивших отдельными изданиями.

Литература: Гревс И. Виктор Петрович Острогорский как учитель. – СПб., 1902; Гречишникова А.Д. В. И. Водовозов и В. П. Острогорский. M., 1941;

Дмитриев Н. В. В.П. Острогорский: Речь, произнес. в Петерб. жен. Мариин. гимназии 14 дек. 1902 г. Н.В. Дмитриевым. – М., 1903;

Маленький Виктор: [Детские годы Виктора Петровича Острогорского]. – М., 1904;

Парилов И.Г. Методическое наследство В. П. Острогорского // Уч. записки Новосибирского педагогического института. – 1945. – Вып. 1;

Парилов И.Г. Жизнь и педагогическая деятельность В. П. Острогорского // Уч. записки Новосибирского педагогического института. – 1946. – Вып. 2;

Пименова Э.К. Виктор Петрович Острогорский // Юный Читатель. – 1902. - № 10;

Роткович Я.А. В. П. Острогорский // Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы. - М., 1959.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Острогорский,_Виктор_Петрович;

https://w.histrf.ru/articles/article/show/ostrogorskii_viktor_pietrovich;

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Сергей Тимофеевич Аксаков. – СПб, 1891;

Альбом «Пушкинский уголок» / Сост. В. П. Острогорский – М., 1899;

Белинский в средней школе (по поводу наступающего 26 мая 1898 года пятидесятилетия его смерти) / В. П. Острогорский. – М., 1897;

В. Г. Белинский как критик и педагог. – СПб, 1898; Беседы о преподавании словесности / В. П. Острогорский. – СПб, 1885;

Выразительное чтение: Пособие для учащих и учащихся / В. П. Острогорский. – М., 1886 и др.;

Двадцать биографий образцовых русских писателей. – М., 1908 и др.;

Из истории моего учительства: Как я сделался учителем: (1851-1864 гг.) / Виктор Острогорский. – СПб., 1895 и др.;

Очерки пушкинской Руси / Виктора Острогорского. – СПб., 1880;

Первое знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным / Сост. Виктор Острогорский. – СПб., 1901;

Письма об эстетическом воспитании / Виктор Острогорский. – М., 1894 и др;

Пушкин – наставник русского юношества / В. П. Острогорский. – М., 1899;

Родные поэты: Для чтение в классе и дома. – М., 1888 и др.;

Руководство к чтению поэтических сочинений (по Л. Эккардту) / пер. и сост. приложения Н. Максимов и В. Острогорский. – СПб., 1897 и др.;

Русские педагогические деятели / В. П. Острогорский. – М., 1887 и др.;

Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми: Статья 4. Жуковский. Гоголь / В. П. Острогорский. – СПб., 1872.;

Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми. Вып. 1 – 2. – СПб., 1874 – 1875 и др.;

Этюды о русских писателях / Виктор Острогорский. – СПб., 1903 – 1911. и др.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского