|
Людмила Ивановна Новикова(22.01.1918 г., г. Горки, Белоруссия – 2004 г.), педагог, академик РАО (1993 г.; академик АПН СССР с 1990 г.), доктор педагогических наук (1977 г.), профессор (1979 г.). По окончании механико-математического факультета МГУ (1941 г.) работала учителем математики, в 1944-1949 гг. директор средней школы (Московская область). С 1951 г. в системе АПН: старший научный сотрудник, зав. лабораторией, главный научный сотрудник. Основные направления научной деятельности - разработка теории воспитания (в т. ч. проблем воспитателя коллектива, самоуправления учащихся, взаимодействия школы и среды, школьных воспитательных систем), методологии и методики исследовательского поиска. Новиковой расширены представления о школьном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных объединений детей и взрослых, о детском коллективе как «единстве организации и психологии»; охарактеризованы их структура и функции. Детский коллектив в работах Новиковой и её учеников рассматривается с гуманистических позиций как инструмент и среда развития личности. Проведены исследования по использованию системного подхода в изучении и совершенствовании воспитательного процесса. Разработала концептуальные основы теории воспитательных систем. Охарактеризовала воспитательную систему как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности; выделила этапы развития и основные аспекты управления этой системой. Руководитель исследований по теории коллектива и воспитательных систем. Н. Л. Селиванова В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
Публицации в электронном виде из журнала "Вопросы образования": |