|
Ульрих Найссер (Neisser)(08.12.1928, Киль, Германия — 17.02.2012) – американский психолог немецкого происхождения. Специалист в области экспериментальной, когнитивной и экологической психологии, философии психологии. Образование получил в Гарвардском университете (бакалавр, 1950 г.), в Свортмор-Колледже (магистр, 1952 г.), после чего вернулся в Гарвардский университет, где защитил докторскую диссертацию по философии (1956 г.). Работал в должности профессора психологии университета Эмори (Атланта, Джорджия). Был членом Центра по развитию наук о поведении АРА (1973 – 1974 гг.), а также Общества экспериментальной психологии. Входит в состав редакционных советов «American Journal of Psychology», «Applied Cognitive Psychology», «Philosophical Psychology». В 1960-е гг. занимался экспериментальными исследованиями познавательных процессов, моделируя информационный поток, проходящий через различные ментальные стадии. Исследуя память, ввел такие термины, как иконическая память, эхоическая память, а также понятия: преднастроечные процессы и фигуративный синтез, чтобы определить некоторые из этих стадий и создать такие методы, как визуальный поиск и селективное наблюдение. Обобщил эти исследования в книге «Cognitive Psychology» (1967 г.), в которой очертил основной круг проблем когнитивной психологии. Позже, общаясь со своим коллегой, Дж. Гибсоном, а также анализируя развитие когнитивной психологии, пришел к выводу, что для разработки информационных моделей его стратегии не настолько эффективны, как это ему казалось вначале. Недооценивалось обилие информационных стимулов, делался чрезмерный акцент на результатах, полученных в искусственных условиях, что могло увести внимание в сторону от понимания реальных когнитивных процессов в естественных информационно насыщенных условиях. Это изменение своих взглядов Найссер сформулировал в книге «Cognition in Reality» (1976 г.) (издана в русском переводе «Познание и реальность», 1981 г.), подтвердив их экспериментами (особенно с разделенным и селективным вниманием). В 1982 г. он описал их применительно к изучению памяти в книге «Memory Observed: Remembering in Natural Contexts». Важным следствием его работы было усиление позиций экологического подхода, который стал реальной альтернативой информационным технологиям во многих сферах когнитивной психологии. Он последовательно занимался изучением требований, предъявляемых к искусственному интеллекту и более общими проблемами интеллекта. Большая часть его последующих эмпирических исследований относилась к сфере памяти, внутренних образов и приобретению навыков. Кроме вышеперечисленных, Найссер автор монографий: «The School Achievement of Minority Children: New Perspectives», 1986 г.; «Remembering Reconsidered: Ecological and Intellectual Factors in Categorization» (with E. Winograd), 1988 г.; «The Perceived Self: Ecological and Interpersonal Sources of Self-Knowledge», 1993 г.; «The Remebering Self: Construction and Accuracy in the Self-Narrative» (with R. Fivush), 1994 г. C. B. Ильина, Л. А. Карпенко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 321. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издание из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|