|
Мишель Эйкем де Монтень (Montaigne)(28.02.1533 г., замок Монтень, близ Бордо, - 13.09.1592 г., там же), французский философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей дворянство в конце 15 века. После основательного домашнего образования, построенного на принципах гуманистической педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право. В 1580-1588 гг. опубликовал своё главное сочинение "Опыты" (книги 1-3). Мировоззрение Монтеня основывается на принципах гуманистического скептицизма, пафос которого - отказ от преклонения перед "общим мнением" и авторитетами прошлого - направлен в первую очередь против схоластики и догматизма средневекового мышления. Монтень ратует за опытное знание, подчёркивая роль свободного от пут традиции разума, за жизнь "согласно природе". Большое внимание в рассуждениях Монтеня занимают вопросы индивидуальной психологии, трактуемые со светских позиций. Монтень одним из первых начал разработку принципа "естественного равенства" людей, получившего развитие в философии эпохи Просвещения. "Развенчание" божественного начала в человеке позволило Монтеню обосновать ряд выводов гносеологического характера, прежде всего об относительности всякого знания. Исходя из своих философских постулатов, Монтень по-новому разрешает и многие проблемы воспитания и образования, наследуя и развивая идеи гуманистической мысли 15- 16 вв. Будучи непримиримым врагом схоластических методов и приёмов обучения, он выступал против того, чтобы загружать память учащихся механически заученными сведениями. Процесс обучения, по Монтеню, должен носить творческий характер, ни одно философское учение не следует преподавать как некий абсолют. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Именно в постоянном совершенствовании "умственных сил", выработке твёрдых навыков самостоятельного мышления, критического анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями, и состоит, согласно Монтеню, главная задача образования. При этом развитие человека не должно быть узко книжным, изучению подлежат окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними. Теоретическое образование, предлагал дополнить физическим воспитанием, привитием нравственных и эстетических начал. Большое место в его педагогической программе отводилось игре, в которой он видел "самое значит, и глубокомысленное занятие", характерное для детского возраста, а также путешествиям. Целью воспитания и образования Монтень провозглашал гармоничное совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании - путь усовершенствования человеческой природы, формирования людей здоровых, честных, близких к "естественному состоянию". Философские и педагогические идеи Монтеня оказали существенное влияние на мыслителей 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.). В. В. Карева Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 590-594. В фонде библиотеки имеются следующие издания: Чтобы
просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|