Екатерина Алексеевна Мальцева

Екатерина Алексеевна Мальцева

(14(26).04.1883, Петербург – 20.04.1964, Москва) - российский психолог, музыковед, доктор философии (1913 г.). Специалист в области музыкальной психологии. Окончила в Берлине консерваторию Штерна по классу П. К. Луценко, в 1912 г. - философский факультет Берлинского университета. В 1913 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Узнавание музыкальных интервалов в крайних регистрах музыкальной скалы». В 1914 г. возвратилась в Россию. В 1917 г. окончила экстерном историко-филологический факультет Московского университета по специальности «психология». С 1918 г. вела педагогическую работу в Москве. В 1920 г. начала работу в области музыкальной психологии в физиолого-психологической секции Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпросса. В 1921-1931 гг. - действительный член Государственного института музыкальной науки (ГИМН), заведовала физиолого-психологической секцией и кабинетом экспериментальной психологии. Была председателем комиссии по изучению музыкального восприятия. Одновременно в 1920-1931, 1935-1941 и 1944-1947 гг. преподавала музыкальную психологию в Московской консерватории. В 1944-1947 гг. Мальцева – старший научный сотрудник акустической лаборатории консерватории. Работала также в Институте психологии АПН РСФСР (старший научный сотрудник, 1944-1953 г.). Защитила в 1948 г. кандидатскую диссертацию по педагогике. Основная тема исследований Мальцевой - психологические механизмы музыкального слуха и их взаимосвязь с акустическими закономерностями музыкального звучания. В исследовании слуховых ощущений Мальцева работала в русле «Тонпсихологии», обобщая и критически оценивая ее достижения. Ее экспериментальные исследования стали классическими в отечественной музыкальной психологии. Одной из первых в СССР она начала экспериментальное изучение абсолютного слуха, выявив его психоакустические механизмы, типы и возможные способы формирования. Неопубликованное исследование Мальцевой о границах допустимой расстройки музыкальных интервалов (1935 г.), т.е. об акустических показателях интервала, в границах которых он воспринимается слухом как соответствующий норме чистой интонации, внесло свой вклад в формирование зонной теории музыкального слуха. Опубликованные труды Мальцевой, посвященные абсолютному слуху и методам его развития, слуховым ощущениям, музыкальности, представлены в трудах ГИМН («Сборник работ физиолого-психологической секции, вып. 1. М., 1925). Кроме того, опубликованы: «Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению» / Известия АПН РСФСР, 1956, вып. 76; «Психологический анализ музыкального развития младшего школьника» / Психология младшего школьника, М., 1960.

М. С. Старчеус

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. Ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 293-294.

Публикации: Erkennen sukzessiv gegebener musikalischer Intervalle in dem äusseren Tonregionen, «Zeitschrift für Psychologie», 1912, Bd 64, H. 3-4; Основные элементы слуховых ощущений, в кн: Труды Гос. института муз. науки. Сб. работ физиолого-психологической секции, вып. 1, М., 1925; Абсолютный слух и методы его развития, там же; Zur Frage der musikalische Begabungsforschung, «Psychotechnische Zeitschrift», 1928, H. 4; Prüfung der Musikalität, там же; Absolutes Tonbewusstsein und Musikalität, там же; Карл Штумпф и его значение в области музыкальной психологии, «Музыкальное образование», 1928, No 4-5; Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению, в кн.: Известия Академии педагогических наук РСФСР, вып. 76, М., 1956; Психологический анализ музыкального развития младшего школьника, в сб.: Психология младшего школьника, М., 1960, и др.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: