|
Пантелеймон Николаевич Лепешинский[29.02(12.03).1868 г., село Студенец, ныне в Костюковичском районе Могилёвской области, - 29.09.1944 г., Москва], деятель революционного движения, один из организаторов народного образования в СССР, доктор исторических наук (1935 г.). Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета (1886-1990 гг.), окончил экстерном Киевский университет (1891 г.). С 1890 г. в революционном движении. В 1907-1909 гг. преподавал в Оршанском реальном училище, в 1910 г. - в селе Щёлково Московской губернии. В 1918-1919 член коллегии Наркомпроса, заведующий отделом реформы школы. В 1919-1920 гг. заместитель наркома просвещения Туркестанской Республики (Ташкент). В 1921-1924 гг. заместитель председателя Истпарта [комиссия по истории партии и истории революции при ЦК РКП(б)]. С 1925 г. председатель Центрального комитета Международной организации помощи борцам революции в СССР. В 1927-1930 гг. директор Исторического музея, в 1935-36 гг. - музея Революции СССР. Лепешинский - один из инициаторов разработки и авторов "Положения о единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы РСФСР" (1918 г.). Под его руководством были созданы первые советские учебные планы и программы. В 1918 г. выдвинул и обосновал (совместно с В. Познером) "Московский проект" - наиболее радикальный вариант реформы, предусматривающий наряду с общедемократическими положениями (всеобщее бесплатное светское, равное для всех образование) установление непрерывного учебного года с 7-дневной рабочей неделей (в т. ч. 2 дня на экскурсии), разработку примерных (базовых) программ, замену классов по возрастам группировкой учащихся по уровню подготовленности, предметного преподавания цикловым, учебников рабочими книгами. Лепешинский обосновал модель школы-коммуны нового типа учебного заведения, то есть общины, построенной на принципах самоуправления, самообслуживания и организации "умственных форм труда". Самоуправление понимал как непосредственное участие всего коллектива в разнообразных формах школьной жизни производительного и интеллектуального труда. Главным фактором образования и основой деятельности школы считал производительный труд. Разработал пути соединения умственного и физического труда на основе участия детей в общественной жизни и включения их в трудовые процессы на производстве. Отстаивал политехнический принцип обучения, который трактовал как сочетание полученных учащимися трудовых навыков с изучением передового производства. Среди методов обучения особо выделял эвристический, развивающий самодеятельность и инициативу учащихся. В вопросах воспитания отдавал предпочтение государству и школе перед семьёй. Свои идеи Лепешинский пытался реализовать в "Первой советской опытно-показательной школе-коммуне", организованной им (1918 г.) в селе Литвиновичи (Белоруссия). Ему удалось осуществить идею широкого самоуправления, сделать труд основой школьной жизни, создать атмосферу основанных на взаимном доверии и товариществе отношений между педагогами и воспитанниками, но в целом принципы трудовой школы так и не были воплощены в жизнь. Гипертрофированная роль придавалась самообслуживанию детей. В 1919 г. школа-коммуна переехала в Москву, где на её базе была создана московская, опытно-показательная школа-коммуна им. П. Н. Лепешинского. Многие положения Лепешинского, связанные с деятельностью школы-коммуны, были в дальнейшем использованы в практике А. С. Макаренко. Работая в Туркестанской Республике, Лепешинский добился улучшения материальной базы учебных заведений, организовал подготовку педагогических кадров школ для коренного населения, в том числе в Туркестанском (ныне Ташкентский) университете, был инициатором 1-го республиканского съезда работников народного образования (1920 г.). Литература: Мельников М., Замечательный педагог - ленинец, Советская педагогика, 1958, № 6; Петров Ф., Один из выдающихся зачинателей советской школы, Народное образование, 1958, N° 7; Сосновская Г. П., П. Н. Лепешинский - видный советский педагог, Советская педагогика, 1963, № 9; Александров В., П. Н. Лепешинский, "ВИ КПСС", 1968, № 3; Булацкий Г. В., П. Н. Лепешинский, М., 1973; Чернов Ю. М., Сподвижники. Повесть о П. Лепешинском, М., 1986. М. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 501-502. В фонде библиотеки имеются следующие издания: Чтобы
просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|