|
Константин Феофанович Лебединцев[13(25).10.1878 г., Радом, Польша, – 26.10.1925 г., Киев], педагог, математик-методист. В 1900 г. окончил Киевский университет. Преподавал в Киевской гимназии (1900-1901 гг.), в 1-м коммерческом училище (1901-1905 гг.) и на Высших женских курсах. В 1904 г. в первых своих статьях Лебединцев подверг критике теорию свободного воспитания. В 1906 г. за статьи в журнале "Педагогическая неделя", содержавшие критику политики правительства в отношении учащихся, Лебединцев был привлечён к суду и вынужден был покинуть Киев. В 1909-1916 гг. преподавал в частной гимназии Е. А. Кирпичниковой в Москве. В созданных Лебединцевым учебниках по алгебре (1909-1911 гг.) отражены основные требования реформы в области школьного математического образования; курс алгебры строится на двух взаимосвязанных идеях – развитие понятия числа и развитие понятия функциональной зависимости. В "Систематическом сборнике задач и других упражнений по курсу алгебры" (ч. 1-2, 1910-1914 гг.) он впервые подобрал задачи на раскрытие свойств алгебраических функций и их графических изображений. В 1913 г. осуществил опыт концентрического построения систематического курса алгебры для средних учебных заведений. Первый концентр, построенный на конкретно-индуктивном методе изложения, охватывает уравнения 1-й и 2-й степени с необходимыми сведениями из алгебраических преобразований. Во второй концентр, построенный на абстрактно-дедуктивном методе изложения, входит теория решения уравнений и неравенств, основы учения о пределах, развивается понятие числа. После Октябрьской революции Лебединцев был консультантом отдела реформы школ Народного комиссариата просвещения РСФСР. С 1919 г. работал в Народном комиссариате просвещения Украины; одновременно преподавал в средних и высших учебных заведениях Киева. В работах, изданных в 1920-х гг., рассмотрел цели, программу и методы обучения математике, разработал психологические основы методики преподавания математики, проследил историю конкретно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного методов обучения и обосновал возможность применения в современной школе лишь конкретно-индуктивного метода изучения математических истин, связанного с активной работой учащихся и самостоятельными обобщениями и выводами. Литература: Pупасов К. А. К. Ф. Лебединцев // Математика в школе. – 1954. – № 1; Андронов И. К. Полвека развития школьного математического образования в СССР. – М., 1967. – С. 122 - 127. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 498. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|