|
Николай Николаевич Ланге[12 (24).03. 1858 г., Петербург, - 15.02.1921 г., Одесса], психолог, один из основоположников экспериментальной психологии в России. По окончании Петербургского университета (1882 г.) работал за границей, в том числе в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 г. приват-доцент, затем профессор Новороссийского университета (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. В 1900-1904 гг. Ланге - председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы. В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и другие предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности "противогосударственных партий" отстранён от руководства курсами. В 1917 г. избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования; создал и возглавил Народный университет Одессы. Сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщённого чувственного образа предмета ко всё более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания, которое рассматривал как двигательную реакцию организма, улучшающую условия восприятия. В выдвижении на первый план внешних двигательных актов обнаруживается связь психологических идей Ланге с рефлекторной теорией И. М. Сеченова. Ланге - сторонник генетического взгляда на психику, в которой видел продукт развития жизни, прежде всего общественного развития. В 1914 г. вышла книга Ланге "Психология", впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. Ланге - прогрессивный педагог и видный поборник высшего женского образования в России. Активно участвовал в движении за реформу средней школы в России. Порочность существовавшей системы народного образования видел в муштре и зубрёжке, характерных для большинства гимназий. Выступая против жёсткой регламентации работы учителя, Ланге требовал от него глубоких теоретических знаний, совершенствования методики педагогической работы. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре "Гранат" (автор статей "Вера","Воля", "Внимание", «Душа"; "Гообс", "Гегель", "Гюйо" и др.) Сочинения: В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре "Гранат" (автор статей "Вера","Воля", "Внимание", «Душа"; "Гообс", "Гегель", "Гюйо" и др.). Литература: Тсилов Б. М., Основные идеи в психологических трудах H. H. Ланге. (К 100-летию со дня рождения), Вопросы психологии, 1958, № 6; Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора H. H. Ланге (1858-1958 гг.), Од., 1958; Будилова Е. А., Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. (Вторая половина 19 - начало 20 вв.), М., 1960; Петровский А. В., Об основных направлениях в русской психологии начало 20 в., в книге: Из истории русской психологии, М., 1961. А. В. Петровский Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 493-494. В фонде библиотеки имеются следующие издания: Чтобы
просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|