Фёдор Филиппович Королёв

Фёдор Филиппович Королёв

[19.09 (01.10).1898 г., с. Берёзки, ныне Могилёвской области, – 13.06.1971 г., Москва], теоретик и историк педагогики, действительный член Академии педагогических наук СССР (1968 г.; действительный член Академии педагогических наук РСФСР с 1965 г.), доктор педагогических наук (1959 г.), профессор (1961 г.). Окончил Суражскую учительскую семинарию (1917 г.) и Высшие научно-педагогические курсы при 2-м Московском государственном университете (1929 г.). Педагогическую деятельность начал в 1925 г. С 1927 г. преподавал в педагогическом техникуме при 1-й опытной станции Народного комиссариата просвещения, руководимой С. Т. Шацким, в Центральном институте повышения квалификации педагогов (с 1930 г. – декан факультета). Вёл научную работу в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, Центральном научно-исследовательском институте детского коммунистического движения (заместитель директора в 1932-1934 гг.) и в московских вузах. В 1928-1932 гг. член Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР. В 1934-1941 гг. директор Института повышения квалификации инженерно-технических работников Народного комиссариата лёгкой промышленности СССР. С 1948 г. заведовал отделом в журнале «Советская педагогика», с 1963 г. – главный редактор. В 1950-1965 гг. в Научно-исследовательском институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук (с 1960 г. директор).

Ранние работы посвящены теории детского коммунистического движения (которую Королёв рассматривал как особое направление в советской педагогической науке), воспитанию школьников, вопросам политехнизма. Став в начале 1960-х гг. одним из руководителей педагогической науки в СССР, сосредоточил внимание на её общих теоретических основах. Не отходя от официальных идеологических установок, последовательно выступал за повышение методологического уровня педагогических исследований, расширение подходов к педагогической проблематике с учётом дифференциации и интеграции научного знания. Королёв руководил подготовкой коллективного фундаментального труда «Общие основы педагогики» (1967 г., соредактор с В. Е. Гмурманом), в котором поставлены принципиальные вопросы развития отечественной педагогической теории. К ним были обращены монография «В. И. Ленин и педагогика» (1971 г.) и книга «Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики» (1971 г., совместно с А. М. Арсеньевым).

Обращался к различным актуальным проблемам истории педагогики, методологии и методов историко-педагогических исследований. Предложил периодизацию истории советской школы (1917 г. - лето 1918 г.; 1918-1920 гг.; 1921-1931 гг.; 1931-1940 гг.; 1941-1945 гг.; 1945 - конец 1950-х гг.), позволившую более детально рассматривать процесс перестройки и развития народного образования после Октябрьской революции. Подчёркивал прогностическое значение истории педагогики в решении современных задач. Стремился объективно проанализировать развитие отечественной педагогической науки как целостный процесс, преодолеть некоторые негативистские по отношению к отечественному и зарубежному наследию тенденции советской историографии педагогики 1940-х - начала 1950-х гг. В «Очерках по истории советской школы и педагогики. 1917-1920» (1958 г.) Королёв в полемичной форме дал научную оценку истории советской школы и педагогики этого периода, объективно показал имевшиеся ошибки. Им были выделены различные направления в педагогической теории этого периода.

Королёву принадлежит заслуга ознакомления новых поколений с творчеством отечественных педагогов, незаслуженно забытых или ставших жертвами репрессий 1930-х гг. (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, А. П. Пинкевич и др.). Будучи главным редактором «Советской педагогики», превратил журнал в своеобразный научный центр, организовал широкий авторский актив с привлечением специалистов различных областей знания, учителей, писателей. Под руководством Королёва журнал стал освещать проблемы педагогической психологии и социологии, вузовской, производственной педагогики.

Литература: Зайчикова Т. Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. – 1981. – №6; Колмакова M. H. Ф. Ф. Королев – ученый, педагог, журналист // Советская педагогика. – 1989. – № 2; Ф. Ф. Королев. Биобиблиографический указатель. М., 1987.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 471.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского