|
Януш Корчак (Korczak)(псевдоним; настоящие имя и фамилия - Генрик Гольдшмит) [22.07.1878(1879?) г., Варшава, – 06.08(07).1942 г., Треблинка], польский педагог, детский писатель, публицист и общественный деятель. В 1905 г. окончил медицинский факультет Варшавского университета по специальности врач-педиатр. 8 лет работал врачом в детской больнице в Варшаве, одновременно вёл активную общественную и литературную деятельность (книги: "Современная школа", 1905 г., "Школа жизни", 1908 г., и др.), работал воспитателем в детских летних колониях (впечатления отражены в книгах "Моськи, Йоськи и Срули", 1910 г., и "Юзьки, Яськи и Франки", 1910 г.). В 1911 г. директор "Дома сирот" в Варшаве. Осмысливая современную ему практику семейного и общественного воспитания, опирался на педагогику, психологию, социологию и медицину. Корчак вырабатывал собственную концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности. Концепция Корчака изложена в его книге "Как любить детей", написанной во время Первой мировой войны на фронте (2-я часть этой книги "Интернат" издана в СССР в 1922 г. с предисловием Н. К. Крупской). После окончания войны и возвращения в Варшаву Корчак руководил детскими приютами ("Дом сирот" и "Наш дом"), преподавал в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, педагогическом училище, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничал в различных журналах, редактировал детскую газету "Малый обзор", выступал с беседами по радио и т. д. Корчак выпустил ряд книг о воспитании, в том числе "Воспитательные моменты" ("Моmenty wychowawcze", 1919 г.), "О школьной газете" ("О gazetce szkolnej", 1921 г.), "Право ребенка на уважение" ("Prawo dziecka do szacunku", 1929 г.), "Правила жизни" ("Ргаwidła życia", 1930 г.), "Шутливая педагогика" ("Pedagogika żartobliwa", 1939 г.), а также много статей, опубликованных в различных педагогических журналах, и художественных произведений для детей и о детях: "Король Матиуш I" (1923 г., русский перевод 1924 г.), "Король Матиуш на безлюдном острове" (1923 г.), "Банкротство юного Джека" (1924 г., в русском переводе "Джек-кооператор", 1929 г.), "Когда я снова стану маленьким" (1925 г.), "Кайтусь-волшебник" (1935 г.), "Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера"(1938 г.) и др. В период гитлеровской оккупации Корчак пытался сохранить "Дом сирот", который в конце 1940 г. был перемещён на территорию варшавского гетто. Там в 1942 г. он написал "Дневник". Отклонив предложения о побеге, Корчак в августе 1942 г. вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом "Дома сирот" погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки. Исходный тезис педагогической концепции Корчака – ребёнок и его благо. Ребёнок – самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребёнок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Корчак утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварит, этапа "настоящей" жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, – права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решительной ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством. Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в детском коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищённость ребёнка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитательной системы Корчака было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: "воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует". Условие и мощный фактор эффективности этого процесса – демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка; включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через общественное мнение), направление его самовоспитания. Соответственно строилась и работа воспитателя, особое значение в которой имели умение наблюдать за ребёнком, понимать мотивы его поведения (вживаться в мир детских переживаний), строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения. В детском коллективе усилия воспитателя направлены на организацию его на демократических принципах, создание положительной психологической атмосферы, организацию воспитывающих ситуаций. Публикации: Мазуp П. И. Сердца, отданные детям: Я. Корчак и В. А. Сухомлинский // Начальная школа. – 1978. – № 9; Шабаева М. Я. Корчак и его педагогическая теория // Начальное образование. – 1978. – № 11; Шлёнзакова А. Я. Корчак (пер. с польск.). Варшава, 1978; [Андреева Е. П., Гуревич В. М.]. Педагогическое наследие Я. Корчака: библиогр. указ. М., 1978; Newerlу I. Żywe wiązanie. Warszawa, 1978; Bińczycka J., Gorzelek K. O pedagogikę jako naukę o człowieku. Katowice, 1979; Lewin A. Twórcza kontynuacja dzieła pedagogicznego J. Korczaka. Warszawa, 1979; Mortkowicz-Olczakowa H. J. Korczak. Warszawa, 1978; Wołoszуn S. Korczak. Warszawa, 1978; Wspomnienia o J. Korczaku. Warszawa, 1981; J. Korczak. Życie i dzielo. Warszawa, 1982; Dębnicki K. Korczak z bliska. Warszawa, 1985. M. H. Кузьмин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 472-473. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|