|
Евгения Ивановна Конради[21.04(03.05).1838 г., Москва – 07(19).10.1898 г., Париж], русский публицист, педагог. Получила домашнее образование. Педагогические взгляды Конради сформировались под влиянием общественно-педагогического движения 1960-х гг. XIX в. Первые статьи посвящены проблеме равноправия женщин в области образования. Была одним из инициаторов общественного движения за открытие женских вузов, приведшего к учреждению Бестужевских курсов (1878 г.). Главное педагогическое сочинение Конради – «Исповедь матери» (1876 г.). В основе педагогической теории Конради лежит идея гуманного отношения к детям, внимание к их индивидуальности. Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заключается в том, чтобы, изучив особенности детей, подготавливать их к будущей деятельности на благо родины. Конради считала, что воспитательная деятельность матери является важной стороной общественной жизни женщины. Критиковала как принудительную, авторитарную воспитательную систему, так и свободное воспитание, которое формирует «... жалких и вредных субъектов – жалких развинченностью своей воли и вредных необузданностью своего себялюбия». Систему дошкольного воспитания Ф. Фребеля осуждала за чрезмерный дидактизм, формальную систематизацию игр и занятий, «убивающую» самодеятельность ребёнка. Особое внимание Конради уделяла проблемам нравственного воспитания, которое она тесно связывала с умственным. Главное место в формировании нравственности Конради отводила воспитанию доброты, воли, дисциплинированности, уважения к труду и трудящемуся человеку. Подчёркивала большое значение общей нравственной атмосферы в семье, положительного примера родителей и воспитателей, режима ребёнка в семье и воспитательном учреждении и др. Ведущими средствами нравственного воспитания считала игру, участие детей в труде взрослых, ознакомление с окружающим, чтение художественных произведений. Представляют интерес конкретные рекомендации Конради по уходу за ребенком, кормлению, первоначальному воспитанию ума, воли, преодолению детского эгоизма, капризов. Конради известна как переводчик литературы для детей (В. Гюго, Ч. Диккенс), научных книг (Г. Спенсер). Литература: Сватиков Ф. Ф. Е. И. Конради о воспитании детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1942. – № 9; Чувашев И. В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М., 1955. Н. Ф. Виноградова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 465-466. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|