Алексей Георгиевич Калашников

Алексей Георгиевич Калашников

16(28).02.1893 г., Москва, - 01.01.1962 г., там же], педагог, деятель народного образования, действительный член АПН РСФСР (1947 г.), доктор физико-математических наук (1946 г.), профессор (1926 г.). Окончил физико-математический факультет Московского университета (1917 г.). Преподавал в гимназии и учительской семинарии в Москве. С 1919 г. в системе Наркомпроса РСФСР - заведующий отделами профессионального образования Моспрофобра, педагогического образования Главпрофобра. В 1921-1923 гг. заведующий редакционным сектором Госиздата, в 1921-1929 гг. заведующий Главной научно-педагогической секцией ГУСа (Главного ученого совета), в 1926-1930 заместитель директора НИИ научной педагогики; с 1923 преподавал на Высших научно-педагогических курсах при 2-м МГУ, в Московском индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта, в средних школах Москвы. В 1931-1938 гг. в НИИ политехнического труда (позднее НИИ политехнического образования, с 1937 г. НИИ средней школы), в 1938-1945 гг. и в 1947-1953 гг. в Институте физики Земли АН СССР. В 1945-1946 гг. заместитель министра и в 1946-1948 гг. министр просвещения РСФСР. В 1953-1961 гг. в Институте методов обучения АПН. Редактор журнала "Политехническое обучение" (с 1957 г.; с 1960 г. "Школа и производство").

В 1919-1925 гг. разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для неё педагогических кадров. Выдвинул идею преобразования школы 2-й ступени в специализированную (по направлениям) школу индустриальных рабочих-подростков. Политехническое образование понимал как приобретаемый подростками "научно разработанный трудовой опыт". В его содержание включал специальные дисциплины (общее машиноведение, энергетика производства и технология обрабатываемых материалов), а также основы прикладных наук. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный, т.е. наиболее способствующие пониманию труда как современного производственного процесса, в котором неразрывно связаны теоретическое изучение окружающей действительности и практическая работа. Это сочеталось с последовательным овладением историей техники и социальной организации труда (идея "диалога культур"). Остальные элементы культуры приводились в "гармоничную связь с помощью установления их трудовой причинности". В организации учебно-воспитательного процесса предлагал группировку учащихся по видам трудовой деятельности, замену классных помещений специально оборудованными рабочими кабинетами и построение школьной жизни как "самоуправляющейся трудовой общины". В учебный план вводились групповая работа по самообслуживанию, постепенно усложняющийся производительный труд, занятия в кабинетах и экскурсии. Подготовку педагогических кадров Калашников также предлагал осуществлять на основе индустриального принципа, выделив 2 ступени: общеобразовательную и специальную (специализация по типам школ и предметным циклам). Содержание образования в педагогическом институте строилось по четырём направлениям - труд, наука, человек, "идеологические формы" и включало такие компоненты, как: научно-технические, экономические и идеологические основы организации современного производства; общие вопросы современной науки, её методы и углублённое знакомство с некоторыми её областями; изучение природы ребёнка и выработка техники руководства его развитием (социально-биологическое образование); участие в общественном производстве; педагогическая практика в массовой школе, завершавшаяся самостоятельной работой над "проектированием новой школы". Основным методом обучения в педагогическом вузе считал студийно-лабораторный - самостоятельная проработка студентами материала под руководством преподавателей-консультантов. Многие положения, выдвинутые Калашниковым, были впоследствии использованы в деятельности АКВ (Академии коммунистического воспитания).

Во 2-й пол. 20-х гг. разрабатывал методологические основы педагогического процесса в советской школе. Выступал против теории отмирания школы и превалирования стихийного влияния среды над целенаправленным педагогическим воздействием. Воспитание трактовал как "организованное и сознательное самоизменение человека в процессе изменения им условий своего существования". Сочетая осмысление как социальных, так и биологических факторов в воспитании, разрабатывал принципы воспитания периода переходной эпохи, типы воспитания, критерии эффективности работы педагогического коллектива и др.

Калашников - инициатор издания, редактор и автор ряда статей первой советской Педагогической энциклопедии (т. 1-3, 1927-1930 гг.). В 1929-1931 гг. методологические подходы Калашникова к трактовке процесса воспитания подверглись в печати необоснованной критике как "правый уклон в педагогике".

В конце 40-х гг. возобновил исследования проблем политехнизации школы, разработал конкретные формы её осуществления. Во 2-й половине 50-х гг. выделял такие задачи политехнического обучения, как знакомство учащихся в теории и на практике с научными основами современного производства и с применением этих знаний в важнейших отраслях промышленности и сельского хозяйства; умение учащихся обращаться с наиболее распространёнными орудиями труда и механизмами; приобщение к трудовой деятельности на производстве с последующей специализацией.

Литература: Корнейчик Т., А. Г. Калашников, Народное образование, 1963, № 2; Камардинова У. О., А. Г. Калашников о трудовой подготовке школьников, Школа и производство, 1985, № 7.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 410-411.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского