Эдвард Григ

Эдвард Григ (Grieg)

(15.06.1843 г., Берген, - 04.09.1907 г., там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы. Предки Грига были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности британского консула в Бергене. Игре на фортепиано учился у своей матери, пианистки-любительницы. В 1862 г. окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор и вернулся на родину. В 1863-1866 гг. жил в Копенгагене (Дания), где некоторое время пользовался советами датского композитора Н. Гаде. Пробуждению у Грига глубокого интереса к норвежскому народному творчеству способствовали скрипач, композитор и фольклорист У. Булль и композиторы Р. Нурдрок и Х. Хьерульф. В Копенгагене Григ совместно с Р. Нурдроком и несколькими датскими композиторами основал концертную организацию «Евтерпа» (от имени греческой музы) с целью пропаганды произведений скандинавских композиторов. С 1866 г. Григ поселился в Кристиании (Осло), где дирижировал концертами филармонического общества, основал специальное музыкальное учебное заведение - Музыкальную академию и (совместно с Ю. Свенсеном) Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С конца 70-х гг. 19 в. Григ вместе с женой камерной певицей Н. Хагеруп, исполнявшей его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы, выступая как пианист и дирижёр. В 1880-1882 гг. руководил в Бергене музыкальным обществом «Гармония». С 1885 г. жил преимущественно в окрестностях Бергена, в своей вилле Трольхауген. В 1888 г. в Лейпциге произошло знакомство Грига с П. И. Чайковским, перешедшее вскоре в дружеские отношения. В 1889 г. избран член французской академии, в 1893 г. доктором музыки Кембриджского университета, в 1906 г. - Оксфордского университета; почётный доктор Берлинской академии (1897 г.).

Композиторская деятельность Грига протекала в период подъёма норвежской литературы и искусства, в обстановке борьбы норвежского народа за свою независимость. Григ был горячим патриотом, певцом родной страны. Подлинно народный художник, он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты музыкального фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европейской классической и романтической музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Грига проявилось в камерных инструментальных и вокальных произведениях. В них нашли отражение лирическое настроения, образы северной природы, поэтические картины народной жизни (10 тетрадей «Лирических пьес», 1867-1901 гг., и др.). Много работая в жанре миниатюры, Григ уделял большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, 2 струнных квартета) и концерте для фортепиано с оркестром (1868 г.), принёсшем композитору мировую славу, Григ дал своеобразную трактовку циклических форм инструментальной музыки, создав яркие по силе лиризма и национального характера сочинения. Оркестровые симфонические сочинения Грига относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые произведения Грига связаны с литературной программой, им свойственны поэтичность, меткость музыкальных характеристик, завершённость формы, красочность инструментовки. Мировой известностью пользуются 2 сюиты Грига из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1874-1875 гг.), в которой композитор дал своё поэтическое прочтение текста, усилив его лирические черты. На основе поэзии Б. Бьёрнсона возникли произведения оперного («Улаф Трюгвасон», 1873 г., не окончен, концертное исполнение 1889 г.) и сценического (музыка к драме «Сигурд Крестоносец», 1872 г.) плана, раскрывающие образы героического норвежского эпоса. Вокальное творчество Грига также обширно и оригинально - от простой лирической песни («Песня Сольвейг» и др.) до психологически углублённого вокального цикла («Девушка с гор»). Песни и романсы Грига созданы преимущественно на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, Х. К. Андерсен, Х. Драхман и др.).

Григ - автор произведений для хора, обработок норвежских песен и танцев для фортепиано, а также переложений для фортепиано некоторых своих оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фортепиано в 4 руки четырёх сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посвященных творчеству норвежских и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди и др.

Сочинения: Arlikier og taler, Oslo, 1957; Избранные статьи и письма, перевод [с норвежского], М., 1966.

Литература: Финдейзен Н., Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, Спб -М., 1908; Асафьев Б. В., Григ, М. - Л., 1948; Кремлёв Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О., Эдвард Григ, М., 1962; Finck Н. Т., Edvard Grieg, Stuttg., 1908; Schjelderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Johansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1956.

О. Е. Левашёва

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 325.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Послушать произведения Э. Грига онлайн