|
Ричард Лэнгтон Грегори (Gregory)(24.07.1923 - 17.05.2010) - английский психолог, специалист в области сравнительной и экспериментальной психологии, психофизиологии, психологии восприятия и искусственного интеллекта, философии психологии. Образование получил в Кентерберийском университете (магистр, 1950 г.) и Бристольском университете (доктор наук, 1983 г.). После службы в ВВС Великобритании во время Второй мировой войны Грегори изучал философию и экспериментальную психологию в Кембридже. Работал в Специальной сенсорной лаборатории (1962-1967 г.), участвовал во множестве проектов по исследованию зрительного восприятия, возвращения зрения людям, слепым с младенчества; по когнитивному исследованию иллюзий, вызванных нарушением зрения; по проблемам высадки на Луну и стыковки в космосе. В этот период Грегори сконструировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий микроскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 г. он основывает кафедру искусственного интеллекта и восприятия в Эдинбургском университете, где построил одного из первых интеллектуальных роботов - Фредди, распознававшего объекты и способного совершать манипуляции с этими объектами. Становится профессором бионики (1967 г.) и заслуженным профессором (1970-1988 гг.) этого университета. Однако в связи с прекращением финансирования в 1970 г. Грегори переезжает в Бристоль, где становится профессором нейропсихологии и заведующим лабораторией мозга и ощущений Бристольского университета. Организовывает Бристольский исследовательский центр науки и технологии (1971 г.), основывает журнал «Perception» (1970 г.). К этому времени им опубликован ряд трудов по проблемам зрительного восприятия и искусственного интеллекта, в частности, монография «Eye and Brain» (1966 г.), выдержавшая 4 переиздания (в русском переводе: «Глаз и мозг», 1970 г.), «The Intelligent Eye» (1970 г.), а также: «Illusion in Nature and Art», ed. with Sir E. Gombrich, 1973 г.; «Concepts and Mechanisms of Perception», ed., 1974 г. Грегори отличает весьма конструктивный подход к проблемам восприятия. Он полагает, что восприятие складывается из ощущений и подвержено значительному нисходящему когнитивному влиянию. Его идеи представляют собой продолжение гипотезы Г. Гельмгольца (1866 г.), гласящей, что перцепция - это процесс предполагающий влияние бессознательного. На протяжении всей жизни Грегори сохраняет интерес к аномалиям восприятия (таким как иллюзии и последействия) и урокам, которые можно извлечь из таких явлений. При визуальном восприятии, - отмечал Грегори, - легко создавать фальшивые призраки, со всеми возможными искажениями размеров и расстояний. Глядя на двойственные картины и объекты, мы узнаем, что существуют конкурирующие гипотезы, ожидающие момента, когда они смогут выйти на авансцену. Грегори дал объяснение множеству иллюзий, исходя из гипотезы постоянства общей перспективы. В определенных ситуациях части иллюзорных фигур воспринимаются как двухмерные проекции трехмерных фигур в глубине. Из-за действия механизма, поддерживающего постоянство размера, части фигур, которые находятся дальше, воспринимаются как имеющие больший размер. Грегори провел также важные исследования восприятия движения. Свои исследования на эти темы он опубликовал в книге «Odd Perceptions» (1988 г.). Идеи Грегори оказали большое влияние на изучение визуальной перцепции. Он был одним из первых в изучении искусственного интеллекта и в применении исследований восприятия к проблеме искусственного зрения. Л. А. Карпенко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 144-145. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|