Генриэтта Григорьевна Граник

Генриэтта Григорьевна Граник

(родилась 09.11.1928 г.) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Доктор психологических наук (1981 г.), профессор(1996 г.). Член-корреспондент РАО (1992 г.), действительный член РАО (1995 г.). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К. Д. Ушинского (1973 г.) и медалью его имени (1999 г.). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив факультет русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959 г.), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИ РАО, пройдя путь от младшего научного сотрудника НИИ ОиПП АПН СССР до главного научного сотрудника ПИ РАО. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию: «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 -докторскую диссертацию: «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений». С 1980 г. возглавляет группу: «Проблемы построения школьных учебников». Основные направления научной деятельности Граник связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов («И снова...о Пушкине» (совм. с Л. А. Концевой), 1999 г.; «Литература (Учимся понимать художественный текст)» (в соавт.), 1999 г., 2001 г.; «Драматурги, драматургия, театр» (совм. с Л. А. Концевой), 2002 г.). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Граник построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. («Синтаксис и пунктуация русского языка», 1970 г.; «Секреты пунктуации» /совм. с С. М. Бондаренко, 1987 г., 1988 г.; «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» / совм. с С. М. Бондаренко, 2002 г.). Граник заложены основы комплексной научной дисциплины – «школьный учебник», которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Граник создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (английскому языку, математике и др.). Она автор и редактор серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала («О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе» (1970, 1971, 1972 гг.), «Учитель, учебник и школьники»/в соавт., 1977 г.; «Психологические проблемы построения школьных учебников» /в соавт., 1979 г.; «Как учить школьника работать с учебником» (в соавт.), 1987 г.; «Когда книга учит» (в соавт.), 1988, 1991, 1995 гг.; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 143-144.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского