|
Генриэтта Григорьевна Граник
(родилась 09.11.1928 г.) - российский психолог, специалист в
области педагогической психологии, психологии речи. Доктор
психологических наук (1981 г.), профессор(1996 г.). Член-корреспондент РАО
(1992 г.), действительный член РАО (1995 г.). За серию учебников по
русскому языку и литературе награждена премией им. К. Д. Ушинского
(1973 г.) и медалью его имени (1999 г.). Лауреат премии Правительства
РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе
(1997). Закончив факультет русского языка и литературы Московского
Государственного заочного пединститута (1959 г.), преподавала русский
язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИ
РАО, пройдя путь от младшего научного сотрудника НИИ ОиПП АПН СССР до
главного научного сотрудника ПИ РАО. В 1965 г. защитила кандидатскую
диссертацию: «Формирование у школьников приемов умственной работы
в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 -докторскую
диссертацию: «Психологическая модель процесса формирования
пунктуационных умений». С 1980 г. возглавляет группу:
«Проблемы построения школьных учебников». Основные
направления научной деятельности Граник связаны с исследованием
психологических аспектов развития письменной речи учащихся и
формирования психологических приемов понимания учебных и художественных
текстов («И снова...о Пушкине» (совм. с Л. А. Концевой),
1999 г.; «Литература (Учимся понимать художественный
текст)» (в соавт.), 1999 г., 2001 г.; «Драматурги,
драматургия, театр» (совм. с Л. А. Концевой), 2002 г.). Раскрытие
психологических механизмов формирования грамотного письма, а также
приемов понимания и запоминания текстов позволили Граник построить
новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику
обучения. («Синтаксис и пунктуация русского языка», 1970
г.; «Секреты пунктуации» /совм. с С. М. Бондаренко, 1987
г., 1988 г.; «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» / совм.
с С. М. Бондаренко, 2002 г.). Граник заложены основы комплексной
научной дисциплины – «школьный учебник», которая
является практико-ориентированной и характеризуется обилием
междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует
учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии,
когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики,
психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с
которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения
исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение
исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические
закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации
учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и
возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические
закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с
книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной
литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя
средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда
учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания
познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности
школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной
тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного
учебника предполагает создание специальных научных коллективов,
которыми под руководством Граник создана серия экспериментальных
учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по
другим школьным дисциплинам (английскому языку, математике и др.). Она
автор и редактор серии книг, в том числе для учителей, в которых
рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с
учебником, освоения содержащегося в нем материала («О путях
повышения эффективности обучения русскому языку в школе» (1970,
1971, 1972 гг.), «Учитель, учебник и школьники»/в соавт.,
1977 г.; «Психологические проблемы построения школьных
учебников» /в соавт., 1979 г.; «Как учить школьника
работать с учебником» (в соавт.), 1987 г.; «Когда книга
учит» (в соавт.), 1988, 1991, 1995 гг.; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.
Источник:
История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /
Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.:
ПЕР СЭ, 2005. – С. 143-144.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|
|
Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д.
Ушинского
|
|
|