|
Беатрис Гарднер (Gardner)(13.07.1933 – 05.06.1995) - американский психолог австрийского происхождения, специалист в области психологии развития, экспериментальной и общей психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Образование получила в Рэдклифф-Колледже (1954 г., бакалавр), Брауновском университете (1956 г., магистр), Оксфордском университете (1959 г., доктор философии). Профессор психологии Невадского университета (1967-1977 гг.); государственный преподаватель Сигма-Кси (1978-1980 гг.); штатный профессор (1985-1988 гг.); член Центра передовых исследований Колледжа науки и искусств Невадского университета. Основное направление научных исследований Гарднер связано с изучением приемственности между интеллектом животных и человека, изучением взаимодействия между социальным и интеллектуальным развитием и его выражением в языке. Объектом исследования были молодые шимпанзе, которых Гарднер вместе с мужем Р. Алленом Гарднером воспитывала, как воспитывают детей, и изучала рост их интеллекта, как у детей. В своем исследовании она опиралась на хорошо известное положение о решающей роли раннего опыта для становления поведения и на разработанный в XX в. Келлоги и Хэйесами метод воспитания детенышей шимпанзе приемными родителями - людьми. Люди в этих экспериментах разговаривали с усыновленными шимпанзе, как обычно родители разговаривают с детьми. Однако эксперимент показал, что шимпанзе с трудом овладевают любым видом речи. Отличие подхода Гарднер в проекте Уошо было в том, что она заменила речь языком жестов глухонемых Северной Америки (язык ASL). Десятимесячная обезьянка Уошо обучилась ASL на уровне рудиментарного использования знаков, что напоминало ранние этапы овладения речью и знаками у детей. Ее успехи возможно было сравнивать с достижениями детей, которые изучали ASL как свой первый язык. В отличие от других исследований подобного рода язык знаков у Гарднер был скорее средством, чем целью, средством, с помощью которого шимпанзе могли проявить свой интеллект. В следующем проекте исследовалось поведение уже четырех обезьянок, которые попали в лабораторию Гарднер в возрасте нескольких дней от роду. Их воспитатели были уже более подготовлены, а обезьянки получили возможность общаться не только с людьми, но и друг с другом, что позволяло исследовать влияние социального окружения на развитие языкового интеллекта шимпанзе. Основные результаты исследования Гарднер изложены во многих статьях, в 16-ти миллиметровом звуковом фильме «Teaching sign language to the chimpanzee», Washoe (1973, в соавторстве с Р. А. Гарднером) и монографии: Gardner R.A., Gardner В.Т. and Van Cantfort Т.Е. (eds) «Teaching Sign Language to Chimpanzees», 1989. Л. А. Карпенко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 122-123. Пубикации: |