Беатрис Гарднер

Алан и Беатрис Гарднеры с Уошо

Беатрис Гарднер (Gardner)

(13.07.1933 – 05.06.1995) - американский психолог австрийского происхождения, специалист в области психологии развития, экспериментальной и общей психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Образование получила в Рэдклифф-Колледже (1954 г., бакалавр), Брауновском университете (1956 г., магистр), Оксфордском университете (1959 г., доктор философии). Профессор психологии Невадского университета (1967-1977 гг.); государственный преподаватель Сигма-Кси (1978-1980 гг.); штатный профессор (1985-1988 гг.); член Центра передовых исследований Колледжа науки и искусств Невадского университета. Основное направление научных исследований Гарднер связано с изучением приемственности между интеллектом животных и человека, изучением взаимодействия между социальным и интеллектуальным развитием и его выражением в языке. Объектом исследования были молодые шимпанзе, которых Гарднер вместе с мужем Р. Алленом Гарднером воспитывала, как воспитывают детей, и изучала рост их интеллекта, как у детей. В своем исследовании она опиралась на хорошо известное положение о решающей роли раннего опыта для становления поведения и на разработанный в XX в. Келлоги и Хэйесами метод воспитания детенышей шимпанзе приемными родителями - людьми. Люди в этих экспериментах разговаривали с усыновленными шимпанзе, как обычно родители разговаривают с детьми. Однако эксперимент показал, что шимпанзе с трудом овладевают любым видом речи. Отличие подхода Гарднер в проекте Уошо было в том, что она заменила речь языком жестов глухонемых Северной Америки (язык ASL). Десятимесячная обезьянка Уошо обучилась ASL на уровне рудиментарного использования знаков, что напоминало ранние этапы овладения речью и знаками у детей. Ее успехи возможно было сравнивать с достижениями детей, которые изучали ASL как свой первый язык. В отличие от других исследований подобного рода язык знаков у Гарднер был скорее средством, чем целью, средством, с помощью которого шимпанзе могли проявить свой интеллект. В следующем проекте исследовалось поведение уже четырех обезьянок, которые попали в лабораторию Гарднер в возрасте нескольких дней от роду. Их воспитатели были уже более подготовлены, а обезьянки получили возможность общаться не только с людьми, но и друг с другом, что позволяло исследовать влияние социального окружения на развитие языкового интеллекта шимпанзе. Основные результаты исследования Гарднер изложены во многих статьях, в 16-ти миллиметровом звуковом фильме «Teaching sign language to the chimpanzee», Washoe (1973, в соавторстве с Р. А. Гарднером) и монографии: Gardner R.A., Gardner В.Т. and Van Cantfort Т.Е. (eds) «Teaching Sign Language to Chimpanzees», 1989.

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 122-123.

Пубикации:
Gardner, B. T. (1964). Hunger and sequential responses in the hunting behavior of salticid spiders. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 58, 167-173.
Gardner, B. T. (1966). Hunger and characteristics of the prey in the hunting behavior of salticid. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 62, 475-478.
Gardner, B. T., & Gardner, R. A. (1967). A mechanical lure that is highly maneuverable. Psychonomic Science, 8, 477-478.
Gardner, B. T., & Gardner, R. A. (1971). Two-way communication with an infant chimpanzee. In A. Schrier & F. Stollnitz (Eds.), Behavior of nonhuman primates, (Vol. 4, pp. 117-184). New York: Academic Press.
Gardner, B. T., & Gardner, R. A. (1975). Evidence for sentence constituents in the early utterances of child and chimpanzee. Journal of Experimental Psychology: General, 104, 244-267.
Gardner, B. T., & Gardner, R. A. (1994). Development of phrases in the utterances of children and cross-fostered chimpanzees. In R. A. Gardner, B. T. Gardner, B. Chiarelli, & F. X. Plooij (Eds.) The ethological roots of culture, (pp. 223-255). NATO ASI Series D: Behavioural and Social Sciences, Vol. 78. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
Gardner, B. T., & Wallach, L. (1966). Shapes of figures identified as a baby's head. Perceptual and Motor Skills, 20, 135-142.
Gardner, R. A., Van Cantfort, T. E., & Gardner, B. T. (1992). Categorical replies to categorical questions by cross-fostered chimpanzees. American Journal of Psychology, 105, 25-57.
Rimpau, J. B., Gardner, R. A., & Gardner, B. T. (1989). Expression of person, place and instrument in ASL utterances of children and chimpanzees. In R. A. Gardner, B. T. Gardner & T. E. Van Cantfort (Eds.), Teaching sign language to chimpanzees, (pp. 240-268). Albany, NY: State University of New York Press.
Teaching sign language to chimpanzees (1989) / Eds. R. A. Gardner, B. T. Gardner & T. E. Van Cantfort. Albany, NY: State University of New York Press.
Van Cantfort, T. E., Gardner, B. T., & Gardner, R. A. (1989). Developmental trends in replies to Wh-questions by children and chimpanzees. In R. A. Gardner, B. T. Gardner, & T. E. Van Cantfort (Eds.), Teaching sign language to chimpanzees, (pp. 198-239). Albany, NY: State University of New York Press.