Юлия Ивановна Фаусек

Юлия Ивановна Фаусек

[03(15).06.1863, Керчь, – 1943 (по другим данным, 1942), Ленинград], педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального образования. Окончила Бестужевские курсы (1884 г.). Преподавала естественную историю в средних учебных заведениях, в 1920-е гг. одновременно преподавала в Институте дошкольного воспитания, Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. Наиболее видный пропагандист метода М. Монтессори в России. Была организатором Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов. В 1917-1929 гг. заведовала детским садом, работавшим по методу Монтессори. Подготовила дидактические материалы по обучению дошкольников, построенные «на пошаговом разделении сложного акта» на отдельные операции (каждому элементу соответствовали специальные упражнения для самостоятельной деятельности учащихся, стимулирующие познавательный интерес). Дополнила систему Монтессори так называемыми обыденными, житейскими упражнениями, помогавшими воспитанникам ориентироваться в окружающем мире. Обобщив свои психологические наблюдения, предложила методику работы с 3-летними детьми в дошкольных учреждении. Выступала против политизации воспитательной работы с дошкольниками, отстаивала приоритет в воспитании общечеловеческих ценностей. В 1930 г. по идеологическим причинам закрылась последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по методике Монтессори.

В 1930-е гг. занималась адаптацией идей Монтессори к начальной школе, спецификой изучения младшими учащимися русского языка. Разработала оригинальную дидактическую систему обучения школьников биологии, географии, искусству, включавшую три уровня: повторение и закрепление знаний и умений, приобретённых на фронтальных уроках; пропедевтический материал, подготавливающий учащихся к более успешному усвоению программных знаний; расширение кругозора, стимулирующее интерес к самостоятельному чтению литературы. В последней работе «О морали у детей» (1941-1942 гг.) сформулировала психологические положения о природе детства, предвосхитившие идеи современной гуманистической психологии. Педагогическое наследие Фаусек представляет интерес для педагогов, возобновивших в начале 1990-х гг. разработку идей Монтессори в условиях современных образовательных учреждений России.

Литература: Богуславский М. В., Соpоков Д. Г. Ю. Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. М., 1994.

М. В. Богуславский, Д. Г. Сороков

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 499-500.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского