Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм (Durkheim)

(15.04.1858 г., Эпиналь – 15.11.1917 г., Париж), французский социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей, первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически пересмотрел своё отношение к религии, сохранив однако интерес к проблемам веры и морали. В 1882 г. окончил Высшую нормальную школу в Париже и несколько лет преподавал философию в различных учебных заведениях Франции. С 1887 г. преподавал социальные науки в университете г. Бордо, в 1896 г. стал первым во Франции профессором социальных наук. С 1902 г. профессор педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896 г.) и редактор (до 1913 г.) журнала «L'Année sociologique» («Социологический ежегодник»), вокруг которого сформировалась так называемая французская, или дюркгеймовская, социологическая школа, определявшая в первой трети XX в. облик французской социологии. Благодаря усилиям Дюркгейма социология во Франции получила статус самостоятельной науки и была включена в качестве учебной дисциплины в программы гуманитарного высшего образования.

Дюркгейм обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биологическим или психологическим аспектам человеческого существования; отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. к. они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физическая и моральная, под которой Дюркгейм подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. п.), и духовные – так называемые коллективные представления, составляющие в совокупности общественное сознание. Развивал идею общественной солидарности, главным механизмом которой считал разделение труда. Рассматривал профессиональные корпорации как новые органы общественной солидарности; они призваны выполнять широкий круг общественных функций – от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-политическая позиция Дюркгейма характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Дюркгейм отводил образованию.

Согласно Дюркгейму, ребёнок рождается существом асоциальным. В процессе социализации общество наделяет его теми физическими, интеллектуальными и моральными качествами, в становлении которых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают общественный прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиболее важным социальным институтом, т. к. охватывает практически всё подрастающее поколение. Основная задача образования состоит во включении ребёнка в круг общественных отношений, первоначально – за счёт ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определённые действия поощряет, а иные – отвергает. Роль учителя, таким образом, состоит преимущественно в моральном совершенствовании учащихся, которым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать. Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, которыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. д. Таким путём достигается формирование у учащихся активной познавательной позиции, которая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и естественных («позитивных») наук, способствует рациональной и общественно-полезной жизнедеятельности.

Концепция Дюркгейма явилась основой новой отрасли научного знания – социологии образования.

Литература: Коржева Э. М. Социологическая теория познания Э. Дюркгейма // Из истории буржуазной социологии XIX-XX вв. М., 1968; Осипова Е. В. Социология Э. Дюркгейма: библиогр. М., 1977; Lukes S. Emile Durkheim. His life and work: а historical and critical study. Harmondsworth, 1977.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 301.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского