|
Николай Константинович Дмитриев[28.08(09.09).1898 г., Москва, - 22.12.1954 г., там же], языковед-тюрколог, методист, действительный член АПН РСФСР (1945 г.; член-корреспондент АН СССР, 1943 г.). Основоположник крупной отечественной школы тюркологии, доктор филологических наук (1938 г.), профессор (1930 г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1920 г.) и ближневосточный факультет Московского института востоковедения (1922 г.). Научную деятельность начал в РАНИОН при МГУ в 1921 г., вёл научно-педагогическую работу в Ленинградском институте востоковедения (1925-1937 гг.), ЛГУ (1925-1941 гг.), МГУ (1928-1954 гг.), НИИ школ (1937-1943 гг.), Институте языкознания (1938-1954 гг.), НИИ национальных школ АПН (1949-1953 гг.). Лингвистические труды Дмитриева связаны с разработкой различных направлений тюркологии: созданием сравнительно-исторической грамматики тюркских языков, анализом их взаимоотношений со славянскими языками, описанием и систематизацией памятников тюркского фольклора. Обстоятельно исследованы современные тюркские языки Поволжья, Крыма и Приуралья; изданы обширные русско-башкирский (1948 г.) и русско-татарский (1955 г.) словари с приложением подробных грамматических очерков, составлены научные грамматики кумыкского (1940 г.) и башкирского (1948 г.) языков; на основе этих трудов впоследствии разработаны соответствующие школьные учебники. В "Очерках по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе" (1952 г., в соавторстве) обосновал методические принципы сопоставительного изучения русского и родного языков в школе, построив пособие на тесной координации учебных программ данных курсов. Плодотворность подхода Дмитриева к двуязычию состояла в последовательном утверждении равных выразительных возможностей языков, в тщательном выяснении общего и различного в их системах, в выработке "дифференцированной методики преподавания". Выделил 2 возможных способа организации лингвистического материала в учебных курсах. При наличии сходных элементов и категорий в языках (общие лексические разряды глаголов, предлоги и послелоги) главное внимание в процессе обучения сосредоточивалось на анализе их общих функций, а затем, в старших классах, на выявлении семантических оттенков в употреблении. Особые методические трудности представляло усвоение учащимися грамматических категорий (род, вид глагола), отсутствовавших в родном языке. Здесь преподавание строилось на поиске разнообразных "замещающих" языковых средств, аналогичных по значению русским. Сравнительное изучение языков опиралось на поэтапную систему упражнений: от использования наглядных пособий, составления схем и таблиц к самостоятельным письменным работам, направленным на рассмотрение смыслового богатства грамматических форм, их места в языковой системе. Литература: Аракин В. Д., Н. К. Дмитриев, М., 1972. С. Г. Степанов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 278. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|