|
Валерий Александрович Дмитриенко(02.03. 1938 г., станица Куринская Нефтегорского района Краснодарского края - 08.01.2011 г.) - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. В 1962 г. окончил экстерном экономико-юридический факультет Томский государственный университет, получив диплом с отличием. В 1964-1966 гг. - аспирант кафедры философии ТГУ. В 1973-1975 гг. - старший научный сотрудник ТГУ. В 1968-1959 гг. - преподаватель вузов Республики Гвинея, в 1970-1971 гг. – Мали, в 1976-1978 гг. - преподаватель-консультант в Конго. Вел на французском языке курсы философии, истории философии, политической социологии, эпистемологии и др. В 1978-1991 гг. - заведующий кафедрой философии Томского политехнического института. Защитил первые в стране диссертации по науковедению: кандидатскую «Предмет и некоторые философско-социологические проблемы общего науковедения»(1967 г.) на философском факультете Ленинградского университета и докторскую – «Основы общей теории науки» (Методологические проблемы науковедения) в ТГУ (1975 г.). С 1993 г. - научный консультант Алтайского экономико-юридического института. С 1992 по 1995 гг. - первый заместитель председателя президиума Северного отделения РАО. С 1995 г. по 2011 гг. - заведующий кафедрой-лабораторией педагога-исследователя Томского педагогического государственного университета, возглавляет Гуманитарный совет ТГПУ, директор-организатор Института фундаментальных и прикладных проблем педагогического творчества. Заложил основы Томской научной школы науковедения. Научно-теоретическое направление - разработка философско-социологической проблематики науковедения и техниковедения; исследование социальной структуры общества и форм социокультурного развития. По инициативе Дмитриенко и его участии в Томском политехническом институте была создана лаборатория «Теории и истории науки и техники», ряд общественных научных структур: школа молодого ученого (1979 г.), Томское отделение Советского национального объединения истории философии, естествознания и техники АН СССР (1981 г.); Головной совет руководителей методологических (философских) семинаров в г. Томске; методологический семинар преподавателей кафедры общественных наук Томского политехнического института по общей теме «Наука, образование, производство» и ряд др. Во время командировки в г. Красноярске (1988-1991 гг.) в Институте космической техники были созданы лаборатории «Теории науки и технологии» при кафедре философии; первый гуманитарный факультет среди технических вузов Сибири. Открыты лаборатории в НИИ образования Сибири, Дальнего Востока и Севера СО РАО «Философия и социология образования» и «Непрерывное образование немецкого населения в Сибири», а также создана кафедра – лаборатория педагога-исследователя СО РАО в ТГПУ. Разработаны и реализованы проекты СО РАО (1992 г.), научно-образовательных центров СО РАО в Тюмени, Омске, Томске, Кемерово, Улан-Удэ, Якутске (1992-1993 гг.), Института стратегии развития, управления и прогнозирования образования в Сибири СО РАН (1994 г.). Автор более 200 научных трудов, в которых выдвигаются идеи о необходимости общей теории науки как особой области знания и теоретико-методологического ядра науковедения; раскрывается сущность, теоретико-методологические основания и научный статус историографии и источниковедения истории науки как особых научных направлений; определяется сущность и методологическое значение деятельностного подхода и выявляются его связи с системным подходом. В трудах Дмитриенко выдвигаются идеи о необходимости общей теории науки как особой области знания и теоретико-методологического ядра науковедения; раскрываются сущность, теоретико-методологические основания и научный статус историографии и источниковедения истории науки как особых научных направлений; определяется сущность и методологическое значение деятельностного подхода и выявляются его взаимосвязи с системным подходом. Дмитриенко также разработаны и реализованы проекты научных лабораторий общей теории и истории науки, общей теории науки и технологии науки. Круг его научных интересов связан с проблемами общей теории развития образования, с вопросами подготовки научно-исследовательских кадров и т.д. Под руководством Дмитриенко подготовлено 16 докторов философских наук, 31 кандидат философских наук и 4 кандидата педагогических наук. Им были организованы: методологический семинар в ТГУ, на базе которого опубликовано 5 сборников «Вопросы методологии науки»; научно-методологический семинар на кафедрах общественных наук ТПИ, где опубликовано 3 сборника «Наука, образование, производство», несколько монографий и учебных пособий. «Школа молодого ученого» при Томском политехническом институте, которая явилась одним из первых в нашей стране образовательных форм по подготовке научно-исследовательских кадров высшей квалификации, получила положительную оценку ВАК и Минобразования СССР. Дмитриенко были открыты три аспирантуры по различным специальностям. Вклад Дмитриенко в развитие философии и науковедения включает в себя разработку методологических, социологических и технологических вопросов науковедения, а также частичное внедрение в практику результатов данных разработок. Это символически отображает процесс развития идей Валерия Александровича, их логику и перспективы в качестве самобытного и весомого явления научно-философского порядка. В период работы в ТПИ вел учебные курсы по диалектическому и историческому материализму, спецкурс для аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы общей теории науки». Автор учебных и методических пособий, программ курсов и спецкурсов, которые получили большое признание среди научно-педагогической общественности страны. Им прочитаны курсы по философии, общим проблемам науковедения и техниковедения, проблемам образования и т.д., многие на французском языке. Дмитриенко - автор первой программы «Научно-техническое прогнозирование» для технических вузов. Ареал его педагогической деятельности охватывает многие регионы бывшего СССР: Москва, Ленинград, Алма-Ата, Барнаул, Вильнюс, Владивосток, Улан-Удэ и др. За свою педагогическую деятельность он награжден в 1988 г. серебряной медалью ВДНХ. Как пропагандист Валерий Александрович известен не только в г. Томске и Томской области, но также других регионах нашей страны. Многие из его учеников возглавляют лаборатории, отделы, кафедры, факультеты научных учреждений, высшие учебные заведения. Являлся руководителем методологического семинара кафедры общественных наук и общеинститутского методологического семинара, руководителем «Школы молодого ученого», заместителем председателя правления общества «Знание» и др. Публикации: Вопросы общей теории науки. Томск, изд. ТГУ., 1974; Методологические проблемы науковедения. Томск, изд. ТГУ., 1977; Введение в историографию и источниковедение истории науки. Томск, изд. ТГУ., 1988; Основы общей теории науки (Методологические проблемы науковедения). Автореф. дисс. д.ф.н. Томск, 1975; Организационно-педагогическая модель учебно-научно-образовательного комплекса и общая характеристика его основных документов. Барнаул, изд. «Ак-Кем», 1996. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|