Ольга Михайловна Дьяченко

Ольга Михайловна Дьяченко

(16.081948 г. - 01.11.1998 г.) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Доктор психологических наук (1990 г.), член-корреспондент РАО (1992 г.). Заведующая лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. - Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992-1998 гг.). Лауреат Государственной премии РФ (1998 гг.) за участие и руководство программой «Развитие». Окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1967-1971 гг.) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством Л. А. Венгера защитила кандидатскую диссертацию «Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте». В 1990 г. защитила докторскую диссертации: «Развитие воображения в дошкольном возрасте». В дальнейшем, после смерти Л. А. Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная научная деятельность Дьяченко была связана в основном с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей дошкольного возраста. Программа «Развитие», создание которой было начато Л. А. Венгером, а затем продолжено под руководством Дьяченко, была отмечена Государственной премией. Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МП ГУ, а затем МГППИ. Дьяченко - автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений, в том числе: «Воображение дошкольника», М., (1986 г.), «Чего на свете не бывает», М., (1994 г.). В работах Дьяченко, связанных с проблемами развития способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного развития и способностей детей. («Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: младший и средний возраст» (в соавт.), М., ПИ РАО, Серия Педагогическая диагностика, 1995; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (в соавт.), М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии детей, привели Дьяченко к разработке новых способов активизации творческой деятельности дошкольников («Развитие воображения дошкольника», М., 1996; «Роль слова в развитии воображения дошкольника» (в соавт.)/ Сб. «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками» /Под ред. Л. А.Венгера. М., 1996 и др.). Под редакцией и при участии Дьяченко изданы труды: «Родителям о психическом развитии дошкольников» (в соавт.), М., 1984; «День за днем. Хрестоматия для детей 3-5 лет» (в соавт.), М., 1996; «Одаренный ребенок» /ред., М, 1997; «Введение в дошкольную практическую психологию» (в соавт.), 1998 и др.

Н. Е. Веракса

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 169.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского