|
Теодор Дезами (Dezamy)(04.03.1808 г., Люсон, - 24.07.1850 г., там же), французский коммунист-утопист. По профессии учитель. В период Революции 1848-1849 гг. боролся на левом фланге рабочего движения, был сторонником революционной тактики. По своему мировоззрению Дезами - материалист, атеист. Главный труд "Кодекс общности" ("Code de la communaute", 1842 г., русский перевод 1956 г.) посвящён описанию общества будущего и революционных путей его построения. Воспитание считал "краеугольным камнем" общественного здания и видел в нём проявление определённого характера общественных отношений. Поэтому в новом обществе оно должно быть общим, равным, индустриальным или сельскохозяйственным (т.е. трудовым) и формировать энтузиастов общественного труда. Цель воспитания - нравственное преобразование личности человека, воспитание гражданина. Дети при коммунизме будут жить и воспитываться в общественных учреждениях - интернатах, так как семейное воспитание - источник эгоистичных устремлений; с ранних лет будут участвовать в разнообразном, посильном и привлекательном труде. Источником прогресса считал использование достижений науки в производстве. К этому, по мнению Дезами, надо готовить молодёжь, которая должна изучать теорию различных отраслей индустрии. Идеал Дезами - энциклопедическое образование, одновременно теоретическое и практическое. Особо отмечал важность изучения истории наций (политической, художественной, научной, индустриальной, хозяйственной и литературной). Полагая, что представления и понятия, приобретаемые в жизни и в труде, должны служить основой образования, утверждал, что дети даже способны частично открыть для себя теорию посредством практики. Принуждение станет излишним, ибо при строе общности стремление к образованию - "одна из самых сильных страстей... и самых живых радостей детства". На смену рутинным, хмурым, скучным и часто грубым учителям-педантам придут учителя нового типа. В трудовом воспитании детей будут участвовать все трудящиеся. Юное поколение получит воспитание в духе коммунистического братства и научно-материалистического мировоззрения. Литература: Фpумов С. А., Педагогические идеи Дезами, Советская педагогика, 1951, № 8; Epекин Н. А., Социально-политические взгляды Т. Дезами, "Научный коммунизм", 1976, № 3; Кahane A., Theodore Dezamy. Leben und Theorie, Giessen, 1922 (Diss.). С. А. Фрумов, С. М. Назарова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 248. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|