|
Наталия Ивановна Чуприкова(р. 27.11.1928 г., Москва) – российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1970 г.), профессор (1979 г.). Закончила отделение психологии философского факультета Московского государственного университете (1951 г.). С 1953 г. работает в психологическом институте Российской академии образования. С 1972 г. по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время – ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Чуприковой в лаборатории Е. И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает кандидатскую диссертацию «Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека», а в 1969 г. – докторскую: «Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека». В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга («Познавательная активность в системе процессов памяти», М., 1989 г., редактор и соавтор). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации – от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга («Психика и сознание как функция мозга», М., 1985 г.). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: «Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека», М., 1967; «Умственное развитие и обучение», М., 1995; «Психология умственного развития: принцип дифференциации», М., 1997. В. А. Кольцова Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 519-520. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|