Альбер Камю

Альбер Камю (Camus)

(07.11.1913 г., Мондови, Алжир, – 04.01.1960 г., Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе "Изнанка и лицо" (1937 г.) и "Бракосочетания" (1939 г.). В 1934-1937 гг. состоял в компартии. В 1938 г. переехал во Францию; сотрудничал в подпольной газете "Комба" ("Combat"), которую возглавил после освобождения от немецкой оккупации. Повесть "Посторонний" (1942 г.) и философское сочинение "Миф о Сизифе" (1942 г.), а затем постановки его пьес "Недоразумение" (1944 г.) и "Калигула" (1944 г.) принесли Камю известность. Принадлежа к кругу Ж. П. Сартра (до их разрыва в 1951 г.), Камю благодаря своей публицистике (собрана в трех книгах "Злободневных заметок", 1950-1958 гг.), философско-идеологическому эссе "Бунтующий человек" (1951 г.), роману-притче "Чума" (1947 г.), навеянному Движением Сопротивления, мистерии "Осадное положение" (1948 г.), пьесе о русских эсерах-террористах "Праведные" (1950 г.) стал одним из "властителей дум" интеллигенции Запада, помышлявшей о промежуточном "третьем пути" в период "холодной войны". Мучительные попытки Камю оставаться "вольным стрелком", находясь в гуще общественно-идеологической схватки, но не примыкая ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести "Падение" (1956 г.), в книге рассказов "Изгнание и царство" (1957 г.), в "Шведских речах" (1958 г.; произнесены по случаю присуждения ему Нобелевской премии за 1957 г.).

Философские взгляды Камю не отличаются строгой систематичностью и во многом перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря на открыто выражавшееся Камю несогласие с ведущими мыслителями этого течения. Камю исходит из мысли о крахе в XX в. былых притязаний разума – будь то житейское здравомыслие, рационалистическая теология божественного "промысла" или наука – постичь порядок и конечный метафизический смысл бытия. Опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность, согласно Камю, к открытию "абсурда" как своего "вечного удела" на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать высшее мужество – продолжать жить вопреки "хаосу", обходясь без всяких доводов в пользу такого решения. Поначалу единственной ценностью Камю провозглашал полноту телесного приобщения к природе, а гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, участвуя в Сопротивлении, Камю пересмотрел свой прежний лозунг "Ничто не запрещено" в свете идеи долга каждого перед "другими" ("Письма к немецкому другу", 1943-1944 гг.). В дальнейшем он пришёл к моралистическому гуманизму, опирающемуся на заповедь христианского милосердия и противопоставленному нравственности, исходящей из социально-исторических установок. Тем самым Камю избежал ницшеанства, но открыто размежевался и с революционной моралью, предпочтя ей праведничество тех, кто "истории не делает, а претерпевает" её напасти.

В литературном творчестве Камю видит задачу писателя в том, чтобы облечь хаотический мир в упорядоченные и завершенные формы. В этом он следует французским писателям-моралистам XVII-XVIII вв. с их строгой и отточенной ясностью. Книги Камю тяготеют к притче, к трагическому "мифу" духовного прозрения, когда человек внезапно открывает свою метафизическую участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает свою дорогу. От демонического мятежа против судьбы в "Калигуле" и "языческого" имморализма в "Постороннем", через стоическое сопротивленчество в "Чуме", светский вариант проповеди "Не убий!" в "Праведных" к горькому переживанию отлучённости от счастья в "Изгнании и царстве" и "Падении" – таков путь героев Камю, мучимых поисками своей жизненной правды. Их метания между произволом и долгом, одиночеством и солидарностью, бунтарством и самоустранением – одно из свидетельств духовной атмосферы середины XX в.

Литература: Шкунаева И. Д. Современная французская литература. М., 1961; Евнина Е. М. Современный французский роман, 1940-1960. М., 1962; Михайлова Л. Некоторые аспекты гуманизма в философии А. Камю // Труды Московского института народного хозяйства". – 1967. – № 47; Карпушин В. А. Концепция личности у А. Камю // Вопросы философии. – 1967. – № 2; Nicolas A. A. Camus. Paris, 1966; Quillot R. La mer et les prisons, essai sur A. Camus. Paris, 1956; Crepin S. A. Camus. Essai de bibliographie. Bruxelles, 1960.

С. И. Великовский

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 11, 1973, с. 291-292.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Читать в электронном виде:
Калугула
Падение
Посторонний