Томмазо Кампанелла

Томмазо Кампанелла (Campanella)

(до пострижения в монахи – Джованни Доменико) (05.09.1568 г., Стило, Калабрия, – 21.05.1639 г., Париж), итальянский философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 г. монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598-1599 гг. возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества и церкви, был схвачен, провёл в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в том числе утопию "Город Солнца" (рукопись на итальянском языке, 1601 г.; впервые издана в 1623 г. на латинском языке во Франкфурте-на-Майне Товием Адами, который, вероятно, и сделал перевод).

Кампанелла, как и Т. Мор, считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Одним из первых связал принцип "общественного воспитания" с уничтожением частной собственности.

В Городе Солнца нет ни частной собственности, ни семьи. Значит, развитие естественных наук, происшедшее со времени создания "Утопии" Мора, отразилось на "Городе Солнца": в государстве соляриев всё устроено "по науке". Деторождение как святое дело во благо государства должно обеспечить наилучшее потомство. Оно поставлено под контроль соответствующих должностных лиц, врачей и астрологов. Матери кормят младенцев грудью два года и более, затем детей делят на группы и передают "на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик". Начиная с трех лет их учат азбуке. Позже с ними занимаются гимнастикой, бегом, различными играми и упражнениями, дабы обеспечить всему телу равномерное развитие. "На седьмом году переходят они к естественным наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, а затем к ремёслам". Их водят в мастерские, чтобы выяснить наклонности каждого. После 10 лет они приступают к отвлечённым дисциплинам – математике, медицине; основной формой обучения становятся дискуссии. На полях и пастбищах дети учатся земледелию и скотоводству, в мастерских – ремеслу. Наставники выясняют, в чём каждый преуспел больше всего, и определяют область наук или ремёсел, где он будет использован. Физический труд у соляриев (и в этом их существенное отличие от утопийцев) – дело чести. Почётнее всего – самые тяжёлые ремёсла.

Нерадивых ждёт не только порицание, но и телесное наказание. Поощрения носят главным образом моральный характер: особо отличившихся в труде или ратных подвигах отмечают венками и другими почётными наградами. У молодёжи воспитывается – как добродетель и долг – уважение к старшим: юноши и девушки прислуживают пожилым. Досуг всецело посвящён духовному и телесному совершенствованию, расширению круга знаний.

В физическом воспитании торжествует спартанское начало: лишь закалённые люди способны хорошо трудиться, защищать родину, давать здоровое потомство. Дети до 7-летнего возраста ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Мальчиков с 12 лет учат обращаться с оружием; во время войн их берут в поход, чтобы привыкали к кровопролитию. Воинская доблесть и любовь к отчизне рождены общественным строем: солярии оставили позади и римлян, которые добровольно умирали за отечество, "потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности". Женщины тоже проходят воинскую подготовку и помогают в обороне города.

Кампанелла разрабатывал принцип наглядности обучения. Я. А. Каменский испытал прямое влияние Кампанеллы. В Городе Солнца, построенном в виде концентрических поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями, позволяющими в определённой последовательности освоить все науки. Настенные изображения преследуют не только дидактические цели, но служат задачам нравственного и эстетического воспитания: портреты великих мудрецов, учёных, изобретателей, героев, прославивших родину, служат примером молодому поколению. Изображения дополняются соответствующими экспонатами, образцами минералов, металлов, растений и т. д. Система обучения у соляриев столь совершенна, что дети усваивают за год больше, чем в иных странах за 10-15 лет.

Литература: Квачала И. И. Фома Кампанелла // Журнал Министерства народного просвещения. – 1906. – № 10; 1907. – № 1, 5, 8, 12; Рутенбург В. И. Кампанелла. Л., 1956; Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966; его же, "Город Солнца": утопия и наука. М., 1978 (библиогр.); Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969. /p>

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 413.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского