|
Иоганнес Брамс (Brahms)(07.05.1833, Гамбург — 03.04.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки, делал переложения салонных музыкальных пьес. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство своих ранних произведений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах «Нового музыкального журнала» восторженно приветствовал талант молодого Брамса. С конца 50-х гг. Брамс — дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе любителей музыки. В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Последние годы жизни Брамса омрачает мучительная болезнь. В сложной обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые он обогатил новым романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима эпическая мощь. Свободно-импровизационный склад сочетается в ней со строгой дисциплиной мышления, логикой развития. Музыкальное наследие Брамса обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). Четыре симфонии Брамса (1876, 1877, 1883 и 1885), из которых в особенности выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамс (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса (более 200 сольных песен), она заключает в себе исполненные самым непосредственным чувством страницы его сочинений, видное место в ней занимают песни народного склада. Выполненные Брамсом обработки народных песен (свыше 100) тонко подчёркивают красоту народных мелодий. Произведения камерно-инструментального жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творческих поисков Брамса (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и последнему периоду жизни Брамса, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианные трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Брамса отличаются плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой, виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания. Начав с сонатных циклов, Брамс в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и «Венгерские танцы» — дань восхищения Брамса венгерским фольклором. В последний период творчества Брамса создаёт фортепианные произведения камерного плана (каприччо, интермеццо). Брамс принадлежат также 2 серенады, вариации на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др. Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1—26, Ausg. der Gesellschaft der Musikfreunde, Lpz., Breitkopf und Härtel, 1926-28: Briefwechsel. Bd 1—16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, B., 1907—1922. Литература: Соллертинский И., Симфонии Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л., 1963; Друскин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс, [пер. с нем.], М., 1970: Kalbeck М., Johannes Brahms, Bd 1—4, В. 1904—14; Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952. М. С. Друскин Источник: Большая Советская энциклопедия. Т. 3. - М., 1970. – С. 637 В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|