|
Алексей Александрович Бодалёв(13.10.1923 г. - 20.12.2014 г.) – российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. Доктор психологических наук (1966 г.), профессор (1968 г.). Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971 г.). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976 – 1986 гг.). Действительный член Академии педагогических наук СССР (1978 г.). Вице-президент Академии педагогических наук СССР (1986-1989 гг.). Действительный член Российской академии образования (с 1993 г.). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2002 г.). В течение двух сроков (1980 – 1988 гг.) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время – член редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Ответственный редактор журнала «Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология» (1979 –1986 гг.). Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1943 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946 г.), «За Победу» (1946 г.), медалью им. Г. К. Жукова (1999 г.), медалью им. К. Д. Ушинского, Орденом «Трудового Красного знамени» (1983 г.); орденом Дружбы (1999 г.). Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета (1950 г.), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до заведующего кафедрой общей психологии (1969 – 1976 гг.) и декана факультета психологии (1972 – 1976 гг.). В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 – докторскую: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в Академии педагогических наук СССР. Одновременно в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 гг. Бодалев – декан факультета психологии Московского государственного университета им. Ломоносова и заведующий кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. – заведующий лабораторией Психологии общения Психологического института Российской академии образования. С 1993 года – главный научный сотрудник ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. С 2000 г. – профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Начиная с 1960-х гг., Бодалев одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги «Восприятие человека человеком» (1965 г.) и «Формирование понятия о другом человеке как личности» (1970 г.), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, – с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах – «Личность и общение» (1983 г.), «Общение и развитие психики» (1988 г.), «Психология межличностного общения» (1994 г.) – познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии, были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Бодалевым, связан с дальнейшей реализацией концепции В. Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга «Психология о личности» (1989 г.) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований Бодалева связан с определением содержания и предмета акмеологии – нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Автор монографий: «Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения», (1998 г.); «Как становятся великими или выдающимися?», (в соавторстве, 2002 г.); «Психология общения», (3-е изд., 2002 г.); «Акмеология» (учебник для вузов, 2002 г.). Большое количество научных работ Бодалева опубликованы за рубежом – в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и других странах. Л. А. Карпенко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 68-69. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|