Басова Антонина Гавриловна

Антонина Гавриловна Басова

(10.03.1900, Пермь – 1998, Москва) — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ.

Окончив в 1926 году учительскую семинарию, работала учителем, затем завучем в детском городке Нижнего Тагила. По командировке окружного комитета партии была направлена учиться на дефектологический факультет 2-го МГУ, после чего оставлена в аспирантуре. С 1930 начала преподавательскую деятельность в МГПИ им. А. С. Бубнова, разрабатывала и читала студентам теоретические курсы «Сурдопедагогика», «История сурдопедагогики», позднее − «Дошкольная сурдопедагогика». По совместительству работала инспектором Наркомата просвещения РСФСР (1934–1938), возглавляя группу, курирующую специальные школы для детей с нарушениями слуха, много сделала для написания и издания первых школьных учебников и специальных программ для глухих детей.

В связи с развитием дошкольного образования в стране А. Г. Басова стала активно заниматься вопросами дошкольной подготовки аномальных детей, особое внимание уделяя проблеме преемственности дошкольного и школьного образования. Вела прием детей в медико-психолого-педагогической комиссии факультета, переписывалась с родителями, давая заочные консультации. В 1950-е годы провела опережающий время эксперимент, результаты которого позволили по-новому оценить важность и значение преемственной связи дошкольных учреждений и школы. Экспериментальная группа глухих дошкольников, курируемая А. Г. Басовой, вместе с педагогом перешла на обучение в школу № 30 К. А. Микаэльяна для слабослышащих детей и успешно закончила ее за 10 лет.

Сочетала общественно-педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. Вместе с А. И. Дьячковым основала новый раздел отечественной дефектологии «История сурдопедагогики». Написала фундаментальные работы, среди которых учебники, учебные пособия, методические рекомендации и программы. Выявила и систематизировала сведения о призрении, обучении и воспитании людей с нарушением слуха с Древней Руси и по первую половину ХХ в. Раскрыла систему воспитания в училищах для глухонемых в XIX в.; глубоко проанализировала вклад в отечественную сурдопедагогику Я. Т. Спешнева, И. Я. Селезнева, А. Ф. Остроградского, И. А. Васильева, Н. Н. Лаговского, Ф. А. Рау и др.

Благодаря работам Басовой современные дефектологи могут в динамике увидеть становление подходов к обучению детей с нарушением слуха. Защитила докторскую диссертацию «История сурдопедагогики в СССР». По материалам научных исследований написала учебник для дефектологических факультетов «История сурдопедагогики», который и сейчас не утратил своей значимости в учебном процессе. Книга получила широкий отклик и признание не только среди отечественных дефектологов, но и за рубежом, в частности, в Испании.

Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», значками «Отличник народного образования», «Отличник просвещения СССР», медалью К.Д. Ушинского.

Литература: А. Г. Басова: к 70-летию со дня рождения и 50-летию педагогической деятельности // Дефектология. — 1971. — № 5.

Источник: http://mpgu.su/scientists/basova-antonina-gavrilovna/

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Задания к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Основы дошкольной сурдопедагогики» / А. Г. Басова. – М., 1972;

История обучения глухонемых / А. Г. Басова. – М., 1940; История сурдопедагогики / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. – М., 1984;

История сурдопедагогики в СССР: автореф. / А. Г. Басова. – М., 1969;

Книга для чтения. Первая книга после букваря для взрослых глухонемых / А. Г. Басова, Е. И. Юрьева. – М., 1986;

Методика обучения глухонемых / А. Г. Басова, Ф. А. Рау. – М., 1934; Очерки по истории сурдопедагогики в СССР / А. Г. Басова. – М., 1965.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского