|
Дейвид Поль Озбел (Ausubel)(25.10.1918 г., Нью-Йорк – 09.07.2008), американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Окончил Пенсильванский университет (1938 г.), в 1950 г. защитил докторскую диссертацию по возрастной и педагогической психологии в Колумбийском университете. Работал в Международном госпитале Гувернера (1943-1944 гг.), Государственном госпитале Буффало (1947-1948 гг.). Профессор Иллинойского университета (1950-1966 гг.), Института по изучению проблем образования (Онтарио; 1966-1977 гг.), Университета в г. Нью-Йорк (CUNY; с 1977 г.). В области педагогической психологии Озбелом разработана теория осмысленного вербального обучения, основанная на необходимости понимания учеником изучаемого материала. Озбел различает два способа организации учебного процесса: обучение через открытие (проблемное) и рецептивное обучение (восприятие учащимися готовой информации). По мнению Озбела, вербальное рецептивное обучение, основным видом которого является обучение в процессе чтения текста, - наиболее распространённый и естественный способ обучения. При условии наличия внутренних смысловых связей в изучаемом тексте, доступности материала для учащегося и определённой мыслит, работе со стороны последнего вербальное рецептивное обучение является осмысленным. Для объяснения психологических механизмов осмысленного обучения Озбел вводит понятие когнитивной структуры - иерархически организованной системы понятий учащихся, приобретённых ими в прошлом опыте. При осмысленном обучении новые знания становятся частью когнитивной структуры, чего не происходит при механическом заучивании. Экспериментальные исследования Озбела в области возрастной и педагогической психологии затрагивают вопросы повышения дидактической эффективности школьного обучения, развития личности в норме и патологии, межличностные отношения школьников и т. д. Озбелу принадлежит попытка теоретического анализа понятия "когнитивный стиль" и систематизации исследований в данной области. Работы Озбела содержат богатый фактический материал и освещают ряд теорий обучения и развития. Сочинения: Theory and problems of adolescent development, N. Y., 1954; The psychology of meaningful verbal learning, N. Y. - L., 1963; Learning theory and classroom practice, [Toronto], 1967; Educational psychology. A cognitive view, N. Y. - [a. o.], 1968; School learning: an introduction to educational psychology, N. Y., [1969] (with F. G. Robinson); Theory and problems of child development, N. Y. - L., 19702 (with E. U. Sullivan). T. H. Брусенцова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 80. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|