|
Хуан Луис Вивес (Vives)(06.03.1492 г., Валенсия, - 06.05.1540 г., Брюгге), испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей Северного Возрождения. После 1509 года жил во Франции, Англии и Нидерландах. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором. За широкий интерес к педагогическим проблемам был назван современниками "вторым Квинтилианом". Многие его сочинения посвящены воспитанию и обучению: "О способе занятий с детьми" ("De ratione studii puerilis", 1523 г.), "О воспитании женщины-христианки" ("De institutione feminae christianae", 1523 г.), "Путеводитель к премудрости" ("Introductio ad sapientiam", 1524 г.; русский перевод 1768 г.), "О науках" ("De disciplinis", 1531 г.), "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538 г.), "Упражнение в латинском языке" ("Linguae latinae exercitatio", 1538 г.). Педагогические идеи Вивеса исходят из представления о природе как образце для воспитания. Отсюда стремление выявлять и учитывать естественные склонности детей и исключать принуждение из воспитательного процесса. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, Вивес во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Знания о явлениях, по мнению Вивеса, приобретаются с помощью ощущений; сущность явлений постигается посредством разума. Нравственное воспитание Вивес ставил в зависимость от просвещения разума. Следуя принципам педагогики гуманизма, Вивес подчёркивал важность формирования гражданственности и патриотизма, указывал на необходимость физического и трудового воспитания. Особенно настаивал на контроле над детским чтением, требовал исключения слишком грубых и фривольных сочинений. Цель педагога Вивес видел в сообщении ученикам знаний, привитии им умений и навыков, которые потребуются в практической деятельности. Вивес разработал учебный план и программу гуманистической школы, из которых исключил теологию, а центр тяжести перенёс с диалектики и философии на науки о природе, математику и историю. Первый период обучения (с 7 до 15 лет) включал изучение классических языков (являвшихся не самоцелью, а ключом к знаниям), логики, диалектики и наук о природе (географии, ботаники, зоологии, минералогии и др.). Второй период (с 15 до 25 лет) предусматривал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После этого ученик совершенствовался в избранной им специальности. Вивес сделал важные дидактические обобщения. Рекомендуя излагать материал от частного к общему, от простого к сложному, Вивес впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Призывал к систематичности и наглядности в изложении материала, требовал его сознательного усвоения. Критикуя средневековые приёмы и средства обучения (особенно диспуты), Вивес предлагал новые: непосредственное наблюдение, объяснительное чтение, опрос и др. Большое значение придавал созданию благоприятных внешних условий для занятий (тишина, соответствующее питание). Вивесу принадлежит гуманистическая программа женского образования, проект создания муниципальными властями ремесленных школ для бедных (трактат "О помощи бедным", 1526 г.), план образования слепых (обучение музыке, чтение им вслух). Вивес обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела. Педагогические идеи Вивеса были популярны в 16-17 веках, оказали влияние на Я. А. Коменского и др. Литература: Лоренцсон В. Н. Выдающийся испанский педагог-гуманист X. Л. Вивес, Советская педагогика, 1959, № 8; Watson F., Vives. On education, Camb.,.1913; Urmeneta F. de, La doctrina psicologica у pedagogica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Norena C. G., Juan Luis Vives, The Hague. 1970; Homenaje a Luis Vives, Madrid, 1977; R e n s o n R. Le jeu chez J. L. Vivies, в кн: Les jeux a la Renaissance, P., 1982. В. А. Ведюшкин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 144. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|