|
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)(15.04.1452 – 02.05.1519) Сын зажиточного нотариуса. Работал в качестве живописца, скульптора и инженера во Флоренции, Милане, Риме. Умер во Франции. Как ученый Леонардо да Винчи сделал ряд открытий, как инженер - построил замечательные сооружения и разрабатывал огромное количество технических проектов и механизмов, многие из которых могли быть осуществлены только в 19 и даже в 20 вв. В отличие от сторонников схоластики, Леонардо да Винчи видел смысл научной деятельности, прежде всего, в той практической пользе, какую она может принести человечеству. Это объясняет обращение Леонардо да Винчи к практической деятельности, к опыту как главному показателю истинности научных положений (см. Избранные естественнонаучные произведения, ред. и пер. В. П. Зубова, М., 1955, с. 9). В то же время Леонардо да Винчи понимал огромную роль теоретического осмысления и обобщения в исследовании природы. Наиболее эффективное исследование возможно лишь на основе союза опыта с теорией (см. там же, с. 23). Подлинной он считал науку, связанную с математикой (см. там же, с. 12). Методологические взгляды Леонардо да Винчи, предвосхищавшие многие идеи Галилея, Ф. Бэкона, Декарта, вытекали из убеждения в познаваемости мира, объективность и материальность которого не вызывали у него сомнений. Особенно важно, что Леонардо да Винчи подходил к аналитическому методу исследования природы, восторжествовавшему лишь в 17 в. Согласно Леонардо. да Винчи, наблюдения показали, что природа порождает из сочетания ряда условий определенные действия. Чтобы раскрыть эти условия, познать причины, порождающие интересующие человека действия, исследователь должен разложить эти действия посредством экспериментов на ряд простых элементов, указывающих на причинные закономерности, и познать их. В связи со своими интенсивными занятиями механикой Леонардо да Винчи одним из первых при переходе к новому времени сформулировал принцип детерминизма, сознательно противопоставив его принципу телеологии, почти безраздельно господствовавшей не только в схоластике, но и в натурфилософии. От понятия же детерминизма, трактуемого механистически, мыслитель поднялся к еще более важной философской категории – закономерности, объективного закона природы: "Необходимость, – писал он, – наставник и опекун природы... и узда, и вечный закон" (там же, с. 11, ср. с. 713). По убеждению Леонардо да Винчи все сферы действительности подчиняются численным отношениям, обнаруживают математические пропорции. Надо, однако, иметь в виду, что эти свои идеи Леонардо да Винчи изложил афористично в записных книжках и дневниках. Публикация и изучение научно-философских записей Леонардо да Винчи начались лишь со 2-й половине 19 в., хотя некоторые из содержащихся здесь идей и проектов были использованы отдельными учеными еще в эпоху Возрождения. Иной оказалась судьба художественно-эстетического наследия Леонардо да Винчи. Гениальный художник-реалист оказал могучее влияние на многих живописцев Италии и других стран. Влияние это было усилено тем, что он был не только гениальным мастером, но и крупнейшим теоретиком искусства. Эстетические идеи Леонардо да Винчи изложены в "Книге о живописи" ("Trattato dellia pittura", первое изд. в 1651, русский перевод со вступительной статьей В. Н. Лазарева в 1934). Реалистическая сущность эстетики Леонардо да Винчи состоит в убеждении, что искусство, как и наука, служит делу познания реального мира, но они изучают разные стороны этого мира и используют при этом различные средства. Если наука изучает количественные закономерности явлений природы, то искусство постигает качественные особенности ее предметов. Недостатки этой позиции Леонардо да Винчи связаны с ограниченностью его механистической методологии, с точки зрения которой наука призвана раскрывать только количеств. закономерности мира. Вместе с тем подчеркивание роли искусства как средства познания качественных особенностей предметов природы и явлений человеческого мира выразило страстные стремления передовых людей эпохи к восприятию красоты и неповторимости их форм, что игнорировалось в течение долгих веков господства средневекового теологического и аскетического мировоззрения. Наиболее совершенным творением природы Леонардо да Винчи считал человека. Подобно подавляющему большинству передовых умов эпохи, он рассматривал его как микрокосм, концентрирующий в своем существе весь окружающий мир. Неповторимую индивидуальность и красоту тела и души человека он изучал как проницательный ученый-анатом и физиолог и изображал как великий живописец-психолог. В центре методологических изысканий Леонардо да Винчи как теоретика искусства стояла проблема пропорции, в которой он видел связующее звено между научным исследованием природы и ее художественным изображением. Гениальная проницательность художника-реалиста проявилась у Леонардо да Винчи и в его отрицательном отношении к искусству, лишенному могучей обобщающей силы и позже развившемуся в натурализм (см. Избр. произв., пер. статьи, комментарии А. А. Губера, А. К. Дживелегова, В. П. Зубова, В. К. Шилейко и А. М. Эфроса, т. 2, М.–Л., 1935, с. 88). Ведущая роль в искусстве, по убеждению Леонардо да Винчи, принадлежит живописи, как наиболее наглядному и достоверному виду искусства, уподобляющемуся в этом отношении науке. В этом положении эстетики Леонардо да Винчи сказались не только его интересы великого живописца, но и та огромная роль, которую этот вид искусства играл в эпоху Возрождения. Сочинения: La filosofia di Leonardo da Vinci, a curadi A. M. D'Anghiari, Mil., 1920; Frammenti letterari et filosofici, a cura di E. Solmi, Firenze, 1920; Leonardo "оmо sanza lettere", Firenze, 1939; The literary works of L. da V., ed. by J. P. Richter, 2 ed., v. 1–2, L. [a. o.l, 1939; в рус. пер.: Избранное, M., 1952. Литература: Энгельс Φ., Диалектика природы, М., 1955, с. 4; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 59–62; Столетов А. Г., Л. да В. как естествоиспытатель, в его кн.: Избр. соч., М.–Л., 1950, с. 611–640; Зубов В. П., Научное наследие Л. да В., "Вестн. АН СССР", 1952, No 4; Коган-Бернштейн Φ. Α., К вопросу о мировоззрении Л. да В., "Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1952, т. 9, No 3; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, М., 1952; Алпатов М. В., Великий итал. художник и ученый, "Искусство", 1952, No 2; Дынник Μ. Α., О филос. и эстетич. идеях Л. да В., "Вопр. философии", 1954, No 4; Hадор Д., Леонардо – философ Возрождения, "Вопр. философии", 1956, No 4; Гуковский Μ. Α., Пять лет после юбилея (Из зарубежной литературы о Леонардо да Винчи за 1952–1957 гг.), "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 2 (8); его же, Леонардо да Винчи, Л.–М., 1958; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.–Л., 1961; Duhem P., Etudes sur Léonard de Vinci, série 1–3, P., 1913; Vulliaud P., La pensée ésotérique de L. de V., P., 1945; Colloques internationaux du Centre national de la recherche scientifique (sciences himaines). Léonard de Vinci et l'expérience scientifique au XVI siècle, P., 1953; Lupоrini C., La mente di L., Firenze, 1953; Castelfranko G., Il pensiero estetico di L. da V., в сб.: Museo nazionale della Scienza e della Tecnica, Mil., 1953; Zammattio C., La visione scientifica di L. da V., Mil., 1953; Jaspers К., L. als Philosoph, Bern, 1953; Leonardo. Saggi e ricerche, Roma, 1954; Verga Ε., Bibliografia Vinciana. 1493–1930, t. 1–2, Bologna, 1931. В. Соколов Источник: Философская энциклопедия. В 5-х т. / под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970. – Т. 3. – С. 175-176. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|