|
Станислав Густавович Струмилин (Струмило-Петрашкевич)[17(29).01.1877, с. Дашковцы, ныне Литинского р-на Винницкой обл, - 25.01.1974, Москва], экономист, академик АН СССР (1931 г.). Окончил Петербургский политехнический институт (1914 г.). С 1897 г. активно участвовал в революционном движении. В 1921-1937 гг. и 1943-1951 гг. был на руководящей работе в Госплане СССР. Одновременно преподавал в вузах, в 1948-1974 гг. вел научно-педагогическую деятельность в АОН. Разрабатывал проблемы экономической эффективности народного образования. Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены научные методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода государства. По данным Струмилина введение всеобщего начального образования в СССР дало экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года. Струмилин показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало государственные затраты, а высшая школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон "убывающей продуктивности школьного обучения", согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих. По подсчётам Струмилина, такой подход гарантировал государству прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929 г.). С 60-х гг. некоторые подходы Струмилина к экономике образования подвергались критике в специальной литературе. Литература: С. Г. Струмилин, М.. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Марцинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967. М. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 393. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|