|
Эдуард Шпрангер (Spranger)(17.06.1882 г, Грослихтерфельде, ныне на территории Берлина, - 17.09.1963 г., Тюбинген), немецкий философ, психолог, педагог. После окончания Берлинского университета (1905 г.) преподавал там же (профессор с 1911 г. и в 1920- 1945 гг.). Профессор Лейпцигского университета в 1912-1920 гг. В 1944 г. арестован фашистскими властями. После освобождения назначен (май 1945 г.) ректором Берлинского университета; был среди основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии (Культурбунд). С 1946 г. профессор Тюбингенского университета. Последователь В. Дильтея и Ф. Паульсена, Шпрангер развивал идеи философии жизни. Сформулировал основные положения "понимающей психологии", цель которой видел в постижении целостной духовной жизни человека из его многообразных культурно-исторических связей. По Шпрангеру, душевная жизнь человека реализует одну из 6 идеальных ценностных сфер: экономическую, теоретическую, эстетическую, социальную, политическую, нравственно-религиозную. В основном труде "Формы жизни" ("Lebensformen", 1914 г.), исходя из специфики деятельности субъектов в различных "объективных духовных формах" - экономике, науке, искусстве и др., предложил соответствующую типологию человеческой индивидуальности: человек хозяйства, человек науки, человек искусства, социальный человек, человек власти, человек религии. В книге "Психология юношеского возраста" ("Psychologie des Jugendalters", 1924 г.) применил эту типологию для осмысления формирования человека как духовного возвышения к "объективному" и "нормативному" миру. В этом процессе Шпрангер особое значение придавал самодисциплине, владению собой. Роль педагога заключается в распознании ценностных ориентации подростка и помощи в реализации жизненного пути. Воспитание, по Шпрангеру, - особый вид культурного творчества и предполагает освоение человеком иерархически упорядоченных ценностей: утилитарных (т.е. предметно воспринимаемых в трудовой и профессиональной деятельности), теоретических (рационально познаваемых в обучении), эстетических, социальных и политических. Высшим качеством в отношениях людей Шпрангер признавал любовь. Воспитание в любви и любовью означало, по Шпрагеру, глубоко индивидуальное отношение к богатству межличностного общения и нравственному началу, совпадающему с религиозными ценностями. Такую любовь невозможно выразить методически; она - основополагающая потребность, которая развивается педагогом в силу внутреннего предназначения к воспитанию. Шпрангер скептически относился к "воспитывающему обучению" и к так называемой школе равных возможностей, которые, по его мнению, организационно неосуществимы. В реальном процессе воспитания педагог делает выбор между идеальными альтернативами: "приближения" и "отдалённости" от мира, "свободы" и "связанности", "опережения" и "постепенного развития". Процесс образования Шпрангер рассматривал как взаимодействие обучения на общеобразовательном и профессиональном уровнях: только профессиональное образование открывает возможности для повышения общеобразовательного содержания учёбы, но в фундаменте профессионального самоопределения находится именно общее образование. Школа, по Шпрангеру, призвана обеспечить развитие органической целостности образования и должна строиться как единая и гуманистическая. В этом подходе к организации школьного образования Шпрангер в 30-х гг. не был последователен, высказывался за националистическую и элитарную ориентацию общего образования. В конце 40 - 50-х гг. разрабатывал концепцию философии культуры как приоритетную в формировании общей теории воспитания. Идеи Шпрангера оказали заметное влияние на Т. Литта и педагогику культуры, на современные трактовки идей гражданского воспитания Г. Кершенштейнера, на О. Ф. Больнова и педагогическую антропологию. Автор исследований о И. Г. Песталоцци, В. фон Гумбольдте, Ф. Фребеле и др. Литература: E. Spranger. Sein Werk und sein Leben, Hdlb., 1964; Neu Th., Bibliographie E. Sprangers, Tubingen, 1958; Englert L., Ernte aus funf Jahren. Die Veroffentlichungen E. Sprangers 1957-1961, "Padagogische Rundschau", 1962, 16 Jg., № 7, S. 625-44. В. Б. Куликов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 594-595. |