Рене Арпад Спитц

Рене Арпад Спитц (Spitz)

(29.01.1887 г., Вена – 14.09.1974 г., Денвер, штат Колорадо) — немецко-американский психоаналитик и психиатр. Медицинское образование получил в Лозанне, Берлине, Будапеште. С 1910 г. прошел учебный психоанализ у 3. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. - в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж (1933-1938 гг.), затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940-1956 гг.) и в Денвере (с 1957 г.). Известен своими исследованиями Детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких Детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект госпитализма). Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 месяцев. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требуя мать или того, кто может ее заменить, а через месяц у него появляется реакция бегства по отношению к тому, кто к нему подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума: он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение депрессии зависимости (Hospitalism: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood, in: The Psychoanalytic study of a child, v. 1, N.Y., 1945; The influence of the mother-child Relationship and its disturbances , in: Mental health and infant development , 1956, v. 1 (K. Soddy, ed.)). В 1936 г. Спитц представил Венскому психоаналитическому обществу доклад, в котором изложил свои наблюдения и идеи теории генетического поля формирования Эго. Далее изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы Я (The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social relations). Исследовал трехмесячный смех и восьмимесячный страх ребенка. Разработал идею сбивчивого диалога. Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному. Впоследствии оформил эти идеи в виде теории, которая стала одной из новых основ психоаналитического понимания процесса развития (The first year of life. A psychoanalytic study of development of object relations, N.Y., 1965).

И. М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 447-448.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: