Бенедикт Спиноза

Бенедикт (Барух) Спиноза (Spinoza, d'Espinosa)

(24.11.1632 г., Амстердам, - 21.02.1677 г., Гаага), нидерландский философ. Родился в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца (1654 г.) его дело, Спиноза одновременно завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины, в частности с представителями религиозного вольномыслия. Руководители еврейской общины Амстердама подвергли Спинозу за нетрадиционные взгляды "великому отлучению" (1656 г.). Спасаясь от преследований, Спиноза жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. В них мир предстаёт как закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи - её модусы (единичные проявления).

Главное сочинение Спинозы - "Этика" (1677 г.), составлено наподобие учебника геометрии: содержит пять частей, каждая из которых состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов) и схолий (пояснений). Основная цель сочинения - помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Согласно Спинозе, человек - целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами. По мнению Спинозы, порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия её свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причём, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте - влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями - радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает её. Спиноза полагал, что чувства возможно рассматривать с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низший вид знания - чувственный опыт, более высокий - рациональное знание, высший - интуитивное. Философскую систему Спинозы завершает этическая концепция, в центре которой - понятие "свободного человека", руководствующегося в своей деятельности только разумом.

Многие идеи Спинозы предвосхитили положения возникшего в 20 в. деятельностного подхода в психологии, в частности - идею обобщения в действии или посредством действия. Идеи Спинозы об аффектах как психических процессах, увеличивающих или уменьшающих способность тела к действию, исследование им путей формирования "вторичных" (сложных) аффектов из первичных использованы многими психологами и педагогами в их концепциях мотивации и эмоциональной регуляции поведения.

Литература: Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1972; Соколов В. В., Спиноза, М., 1973; Freudenthal J., Ge fall a r d t С., Spinoza, Leben und Lehre, Hdlb., 1927; Spinoza on knoving, being and freedom Proceedings of the Spinoza Symposium, Assen, 1974.

С. С. Степанов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 371-372.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского