Михаил Михайлович Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский

[01(12).01.1772, с. Черкутино Владимирской губ., - 11(23).02.1839, Петербург], государственный деятель, граф (1839). По окончании Главной семинарии в Александро-Невском монастыре в Петербурге (1791 г.) оставлен учителем математики, физики и красноречия там же, с 1795 г. получил кафедру философии, назначен на должность префекта семинарии. Составил учебные пособия - "Правила высшего красноречия" (опубл. в 1844 г.) и "Физика, выбранная из лучших авторов" (опубл. в 1872 г.).

С 1797 г. на государственной службе. В 1807 г. получил звание государственного секретаря, с 1808 г. член Комиссии составления законов и товарищ министра юстиции. Сперанский стал ближайшим сотрудником Александра I в деле намечавшихся крупных реформ либерального направления. В 1809 г. по поручению императора составил "Введение к уложению государственных законов" - развёрнутый план всесторонних государственных преобразований, предусматривавший переход России от самодержавной формы правления к конституционной монархии, введение в государственное устройство принципа разделения властей, наделение всех сословий определёнными гражданскими правами. Отсюда естественно вытекала необходимость постепенного ослабления, а затем и окончательной отмены крепостного права. Практически Сперанскому удалось провести только некоторые административные мероприятия, крупнейшим из них было учреждение Государственного совета (1810 г.). Реформаторская деятельность Сперанского создала ему оппозицию в среде дворянства, части чиновничества и публицистов (резкая критика реформ как чисто бюрократического творчества, не затрагивающего коренных вопросов русской жизни, содержалась в "Записке о древней и новой России" H. M. Карамзина). Утратил Сперанский и поддержку императора. В начале 1812 г. в результате доносов был обвинён в государственной измене, отставлен от всех должностей и отправлен в ссылку. В 1816 г. вернулся на службу, заняв должность пензенского губернатора. В 1819-1821 гг. генерал-губернатор Сибири; подготовил ряд реформ управления Сибирью, впоследствии осуществлённых. В 1821 г. возвращён в Петербург, назначен управляющим Комиссией составления законов. С 1826 г. фактически возглавлял Второе (кодификационное) отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Под руководством Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45 тт. (1830 г.) и "Свод законов Российской империи" в 15 тт. (1832 г.).

По мнению Сперанского, движущей силой исторического процесса были не отдельные личности, а учреждения, подчинявшие себе людей и призванные воспитывать их и вести к совершенству. В 1807-1809 гг. как член Комитета для усовершенствования духовных училищ занимался вопросами реформы духовного образования. Подготовил итоговый доклад комитета (опубл. в 1809 г.) и "Начертание правил об организации духовных училищ", в которых предполагалось перестроить систему духовных учебных заведений по образцу гражданской, разделив их на 4 ступени: приходские училища, уездные училища, семинарии (по епархиям) и духовные академии. Все эти учебные заведения связывались преемственностью программ и административным подчинением низких ступеней высшим. Епархии разделялись по округам во главе с 4 академиями - Московской, Петербургской, Киевской и Казанской. Комитет предложил также способ образования особого денежного капитала для обеспечения нужд учебных заведений и содержания белого духовенства.

В 1809 г. Сперанский представил в Комиссию духовных училищ при Синоде общее введение к уставам духовных учебных заведений и первую часть устава академии; окончательная разработка уставов принадлежала епископу Калужскому Феофилакту (Рузанову). Подготовленные Сперанским документы содержали основные принципы нового устройства духовной школы. При сохранении её сословного характера значительно поднималась роль общего образования, особенно на двух низших ступенях, охватывавших практически всех мальчиков (с 6 лет) из духовного сословия. Основой формирования истинно православного и национального духовного просвещения признано изучение Священного Писания на базе знания греческого и церковно-славянского языков. Усиливалось преподавание философских и исторических дисциплин. Впервые значительное внимание уделялось педагогическим методам, главным из которых отныне признавалось поощрение самостоятельной умственной деятельности учащихся. Окончательно реформа была введена в действие только в 1814 г.

Сперанский обратился и к сфере подготовки государственных чиновников как хорошо образованных исполнителей задуманных преобразований. Формировать чиновников для высшей администрации был призван Царскосельский лицей, идею организации которого Сперанский высказал в 1808 г. Ему принадлежала окончательная редакция "Положения о Лицее". В 1808 г. Сперанский обратился к Александру I с запиской "Об усовершенствовании общего народного воспитания", в которой проводил мысль о необходимости обеспечить доступ к руководящим должностям, сопряжённым с высокими государственными чинами, только образованным людям. На этой основе был подготовлен указ 1809 г. "О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники". Был изменён прежний порядок чинопроизводства, основанный на выслуге лет. Право на производство в чин VIII класса (коллежский асессор; давал право на получение потомственного дворянства) и V класса (статский советник - первый генеральский чин) предоставлялось только кандидатам, предъявившим свидетельство об окончании одного из российских университетов или о сдаче специальных экзаменов, проведение которых возлагалось на соответствующие комитеты при университетах. В программу входили: русский и как минимум один иностранный языки, право естественное, римское, частное, гражданское и уголовное, всеобщая и отечественная история, география, сведения из области статистики, государственной экономии, математики и физики. Для подготовки по этим предметам при университетах открывались летние курсы. Указ встретил негативное отношение чиновничества; отмечалось, в частности, что программа экзаменов была чересчур широка и неконкретна, что указ закрывал высокие должности для опытных практиков, вступивших в службу, когда учебных заведений в России было мало, и не получивших поэтому систематического образования. Вскоре после издания указ стал подвергаться различным изменениям и со временем утратил силу.

В 1826 г. Сперанский составил программу по законоведению для слушателей вновь учреждённого Профессорского института в Дерпте. Тогда же он был назначен членом Комитета устройства учебных заведений, в обязанности которого входили пересмотр и обновление уставов гражданских учебных заведений и реорганизация их системы на началах жёсткой централизации. Сперанский выступил инициатором издания в 1835 г. "Положения об учебных округах", согласно которому надзор и управление средними и низшими учебными заведениями из ведения университетов передавались попечителям учебных округов. В том же году Николаем I был одобрен новый университетский устав, окончательная редакция которого учитывала подробные замечания Сперанского.

В 1835-1837 гг. Сперанский преподавал законоведение наследнику престола - будущему императору Александру II. На основе этого курса составил "Руководство к познанию законов" (опубл. в 1845 г.), ставшее учебником для гражданских и военных учебных заведений России.

Сочинения: Проект устава духовных академий, ч. 1-3, СПБ, 1810, Первоначальное начертание особенного Лицея, "Лицейский журнал", год IV (1906-1907), № 3; Предварительные рассуждения о просвещении в России вообще. Об усовершенствовании общего нар. воспитания, в кн.: Антология пед. мысли России первой пол. XIX в., М., 1987.

Литература: К о p ф M А., Жизнь графа Сперанского, т. 1-2, СПБ, 1861; Кочубинский А. А., Граф Сперанский и университетский устав 1835 г., "Вестник Европы", 1894, № 4-5; Томсинов В. А., Светило российской бюрократии. Ист. портрет M. M. Сперанского, М., 1991; Чибиряев С. А., Великий рус. реформатор, M., 19932.

Я. В. Самовер

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1993, с. 367.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу