|
Кеннет Вортенби Спенс (Spence)
(06.05.1907 г., Чикаго - 12.01.1967 г., Остин, Техас) - американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Один из влиятельнейших теоретиков необихевиористской теории научения. Ученик и сотрудник К.Л. Халла. Образование получил в Канаде, где жил с родителями (его отец, инженер-электрик, был командирован в Канаду компанией West Electric). Учился в высшей школе Вест Хилл, университете Мак-Гилла в Монреале (бакалавр, 1929 г.; магистр, 1930 г.), Джейлском университете (доктор философии, 1933 г.). Член Национальной академии наук (1954 г.). Редактор журналов: «Journal of Experimental Psychology»; «The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory». Награжден «Золотой медалью Уэлса» (1929 г.), медалью Г. У. Кросби (общество экспериментальных психологов, 1953 г.), наградой АРА «За выдающийся научный вклад» (1956 г.) и др. Профессиональную деятельность начал с 1933 г. в лаборатории биологии приматов под руководством Р. Йеркса (г. Орандж-Парк, Флорида), где сделал первые экспериментальные открытия, связанные с исследованием шимпанзе и опытами с прохождением лабиринтов. В 1937-1938 гг. Спенс - ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938 г. - ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942 г. - полный профессор и декан факультета психологии университета. С 1964 г. - профессор университета Техаса. Научная деятельность Спенса и его вклад в психологию проявились в трех основных направлениях: философия и методология науки, теория научения и экспериментальная психология научения. Один из его вкладов в методологию психологии заключался в прояснении роли операционализма и природы теоретического построения в психологии. Он обратил внимание на трудности, существующие в формулировании психологических теорий. В отличие от естественнонаучных теорий (физиков, химиков и т.п.) психологи вынуждены создавать теории на уровне низкой доказуемости, поскольку они не в состоянии подняться выше, имея в распоряжении только эмпирические средства. Вклад Спенса в теорию научения, помимо его участия в создании системы Халла-Спенса, заключался, с одной стороны, в его таланте ясно толковать и комментировать чужие научные теории и системы («Theoretical interpretations of learning. In Moss (ed.) Comparative psychology», 1942 г., и др.), а с другой - в создании оригинальной теории различающего научения. Построение теории, по мнению Спенса возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на это положение и на результаты исследований Э. Толмена, Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей стимул-реакция, возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект, напротив, приобретает побуждающее влияние на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: Е = (D К)Н, где Е — потенциал пробуждения реакции, D — сила влечения, К — привлекательность объекта, Н — прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование привлекательностью объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности тревожности, которой стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения. Подход Спенса к пониманию тревожности как приобретенному влечению (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning // Psychol. Bulletin. 1964, 61) - был положен Дж. Тейлором в основу разработки опросника диспозициональной тревожности (J.A.Taylor Manifest anxiety scale, 1952 ). Последующие исследования Спенса и его аспирантов были связаны с различающим научением и с изучением условного рефлекса мигания у людей. Его работы в этой области до сих пор остаются непревзойденными и часто цитируются. В лаборатории Спенса было защищено 77 докторских диссертаций, содержащих важные научные открытия. Важнейшие труды Спенса: Theoretical interpretations of learning / Handbook of general experimental psychology, N.Y., 1951, (в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения / Экспериментальная психология. М., 1963, т.2); Mathematical formulations of learning phenomena / Psychol. Rev. 1952, vol. 59; Behavior Theory and Conditions. New Haven, 1956; A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations / American Psychologist. 1958, 13; Behavior Theory and Learning. N.Y., 1960; The Psychology of Learning and Motivation (2 vols). Academic Press, 1967.
Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 441-443.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
|
|