|
Иван Алексеевич Сикорский[26.05(07.06).1842 г., Киев, - 01.07.1919 г., там же], психолог, психиатр и педагог, доктор медицины (1873 г.). После окончания Киевского университета (1869 г.) работал в медицинских учреждениях Петербурга. С 1881 г. профессор кафедры нервных болезней Киевского университета. В 1912 г. основал в Киеве Фребелевский институт (Институт детской психологии). Принимал активное участие в деятельности различных медицинских и педагогических научных съездов и обществ. Был председателем киевского Фребелевского общества; членом Комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе при Министерстве народного просвещения; редактором журнала "Вопросы нервно-психической медицины" (с 1896 г.). Автор многочисленных трудов по различным проблемам психологии, педагогики, медицины ("Задачи нервно-психической гигиены и профилактики", 1887 г.; "Об успехах медицины в изучении явлений психического мира", 1889 г.). Круг его научных интересов был очень широк и характеризовался стремлением собрать воедино данные наук о человеке; создать целостное представление о ходе развития ребёнка и функционировании человеческой психики в их зависимости от деятельности нервной системы; показать взаимодействие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер; обосновать необходимость тесного сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания. В области психологии монография Сикорского "Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстративном изложении" (1912 г.) явилась крупнейшим и наиболее значительным для своего времени обобщающим трудом по этой проблематике. Сикорскому принадлежит первая отечественная экспериментальная работа в области педагогической психологии – «О явлениях умственного утомления детей школьного возраста» (1878-1879 гг.). Анализируя характер письменных работ учащихся, выполненных до и после наступления утомления, он пришёл к выводу, что в результате любой умственной работы происходит прежде всего «утомление нервно-психического механизма», что позволило поставить вопрос о построении учебного процесса в соответствии с закономерностями психической деятельности детей. Эта работа Сикорского была в том же году опубликована во Франции и Бельгии, в 1880 г. в Великобритании. Предложенный им метод изучения утомления послужил основой организации аналогичных исследований Л. Бургерштейном в Австрии, Э. Крепелином в Германии и др. Сикорскому принадлежит первое в отечественной науке систематическое исследование, посвящённое развитию ребёнка в первые годы жизни ("Воспитание в возрасте первого детства", 1884 г.). В нём Сикорский обобщил результаты наблюдений за собственными детьми, а также за детьми Петербургского воспитательного дома и новорождёнными в Надеждинском родовспомогательном заведении. На их основе он показал значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего хода психического развития и подчеркнул, что только работы, носящие характер естественнонаучных исследований, могут создать возможность "выйти из груды педагогического эмпиризма и начать разработку принципов воспитания". Сикорский чётко определил значение исследования проблем детского развития для различных областей научного познания и для практической работы в области воспитания и обучения. Проанализировав опыт, накопленный зарубежной наукой (в первую очередь труды В. Прейера), Сикорский приступил к собственным наблюдениям за детским развитием. В этой книге он сформулировал те принципиально важные проблемы, изучению которых посвятил последующие годы и которые до сих пор являются предметом пристального внимания учёных. Сикорский дал конкретное научное обоснование мысли К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки. Он подчёркивал, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное всестороннее изучение ребёнка. Первым в России Сикорский указал на ключевое значение раннего детства для воспитания. На обширном исследовательском материале он показал, что многие недостатки в характере человека, в развитии способностей имеют своими истоками первые месяцы и годы жизни, являются результатом неправильного воспитания и могут быть преодолены, скорректированы в процессе целесообразного врачебно-педагогического воздействия. Развивая оптимистический взгляд на возможности воспитания, Сикорский подчёркивал зависимость этого процесса от множества факторов, в особенности - от личности педагога, в связи с чем указывал на необходимость не только профессиональной, но и нравственной подготовки воспитателя. Конечную цель воспитания Сикорский видел в гармоничном развитии личности и рассматривал 3 основных аспекта этой проблемы: гармоничное развитие различных сторон психической жизни - ума, чувства, воли; гармоничное сочетание различных сторон воспитательного воздействия - умственного, нравственного, эстетического; гармоничное развитие духа и тела, психического и физического воспитания. В качестве основных факторов воспитания Сикорский рассматривал школу, семью и "психологическую медицину". Средством соединения этих факторов, по его мнению, является всестороннее изучение ребёнка. Сикорский активно участвовал в общественной жизни. В 1913 г. был приглашён членом экспертной комиссии для участия в судебном процессе по известному "делу Бейлиса". В своём выступлении не исключил возможности ритуального характера рассматривавшегося убийства. Это выступление в социал-демократической, а впоследствии и советской печати расценивалось как крайне реакционное, что послужило поводом для негативного отношения к Сикорскому и игнорирования его наследия в советской истории науки. Литература: Никольская А. А., Некоторые аспекты творческого наследия И. А. Сикорского, в кн.: Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее, M., 1992; Черная Л. Г., Наследие А. Сикорского и современная психология, там же; Никольская А. А., И. А. Сикорский. Гармония развития и воспитания, "Педагогика", 1994 г., № 3. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 324-325. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|