Фёдор Иванович Шмит

Фёдор Иванович Шмит

[03(15).05.1877 г., Петербург, - 10.11.1941 г., Ташкент], искусствовед, педагог, теоретик эстетического воспитания. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1903 г.). В 1909 г. защитил докторскую диссертацию, посвящённую истории Византийского возрождения. В 1910-1921 гг. преподавал в Харьковском университете, где занимался проблемами детского рисунка. Вёл педагогические эксперименты, проверяя свою методику эстетического воспитания. Итогом этих исследований позже стала книга "Почему и зачем дети рисуют" (1925 г.), отличавшаяся новизной подхода к проблемам воспитания.

В 1921 г. избран членом Всеукраинской Академии наук и переехал в Киев, где создал лабораторию по исследованию детского рисунка. С 1924 г. директор Ленинградского института истории искусств и одновременно профессор Ленинградского государственного университета. Был членом Государственной академии истории материальной культуры, профессор Ленинградского историко-лингвистического института. Шмит писал, что Россия нуждается в подлинно научно-педагогической теории, понятной и доступной каждому учителю. Педагогику рассматривал как сердцевину новой (социалистической) культуры. Важно прививать подрастающему поколению не только научное мировоззрение, но и воспитывать его образное мышление, нравственно и эстетически значимые эмоции. Самыми значительными его трудами стали монографии "Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция" (1919 г.), "Искусство. Основные проблемы теории и истории" (1925 г.).

Шмит разработал целостную эстетическую концепцию, большое влияние на которую оказали взгляды Л. H. Толстого.

В книге "Искусство, его психология" Шмит предложил модель массового художественного воспитания. Развитие художественной культуры человечества предстает в форме циклов. Каждый цикл характеризуется определенными особенностями образного мышления, которое последовательно овладевает "шестью проблемами" - формой, композицией, движением, светом, пространством и моментом изменения. По Шмиту, любой из циклов проходит в своем развитии те же "шесть проблем", но в каждом они решаются своеобразно. Каждый цикл выступает как конкретный "культурно-исторический мир", в котором искусство не только отражает эпоху, но и "организует" общество, механизмы его развития, социальные и педагогические идеалы. Переход от одного цикла к другому Шмит называл художественными революциями.

В работе "Искусство как предмет обучения" (1923 г.) задачу эстетического воспитания представил как развитие творческих потенций (прежде всего воображения, ассоциативного мышления), совершенствование эмоциональной сферы человека. Такое воспитание он рассматривал в органической связи с формированием познавательных и практических навыков в области литературы, музыки или изобразительного творчества.

Интерес представляет методика Шмита по воспитанию литературно-творческих способностей детей. Литература занимает ведущее место в воспитании ассоциативного, образного мышления.

Шмит заложил основы отечественной музейной педагогики ("Музейное дело", 1929 г.). Считал, что цель художественного музея - "создание художественно-насыщенной общественной среды, процесс вырастания из этой среды новых художественных вершин, нового искусства".

Научно-педагогическая деятельность Шмита встречала критическое отношение со стороны деятелей Пролеткульта, особенно П. Керженцева, Б, Арватова. Основной смысл расхождений заключался в различном понимании природы искусства. В работе "Предмет и границы социологического искусствоведения" (1927 г.) Шмит подверг критике вульгарно-материалистическое понимание природы художественного творчества, подчеркивая, что искусство развивается по своим законам.

В своих работах поднимал также вопросы о строительстве школьной системы, нарушении руководителями Наркомпроса прав учителя ("Почему и зачем дети рисуют"). В 1933 г. научно-педагогическая деятельность Шмита прервана ссылкой в Ташкент. В 1956 г. посмертно реабилитирован.

Литература: Бродович И.А. О трудах Ф.И. Шмита по истории византийского искусства. М., 1913; Банк А.В. Ф.И. Шмит (К 90-летию со дня рождения) // Византийский временник. 1969. Т. 30; Ушакова Н.И. Проблема философии истории в трудах Ф.И. Шмита // Философия, история, современность. Л., 1973; она же. Первый опыт разработки философии истории искусств в советской науке (к 100-летию со дня рождения Ф.И. Шмита) // Методология общественного сознания. Л., 1979. Вып. 19; она же. Проблемы искусствоведения в трудах Ф.И. Шмита // Проблемы искусствознания и художественной критики. Л., 1982; Шмит П.Ф. Список печатных работ Ф.И. Шмита (1877-1941) // Византийский временник. 1976. Т. 37; она же. Воспоминания об отце [Фрагмент] / Публикация Т.Д. Исмагуловой // Российский институт истории искусств в мемуарах: Сб. СПБ, 2003; Прокофьев В.Н. Ф.И. Шмит (1877-1941) и его теория прогрессивного циклического развития искусства // Советское искусствознание 80. М., 1981. Вып. 2; Афанасьев В.А. Ф.И. Шмит. К., 1992; ЧистотиноваС.Л. Ф.И. Шмит. М., 1994; АшнинФ.Д., Алпатов В.И. «Дело славистов»: 30-е годы. М., 1994. С. 37-38 и др.; Чистотинова С.Ф.И. Шмит. М., 1994; Чухович Б.Л. Искусство Средней Азии в востоковедческих работах академика Ф.И. Шмита // Культурные ценности. 1996 (1998); Басаргина Е.Ю. Ф.И. Шмит: Материалы к биографии // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. СПБ, 1999; она же. Русский археологический институт в Константинополе: Очерки истории. СПБ, 1999; Шмит Ф.И. // Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991) / Подгот. Я.В. Василькова, М.Ю. Сорокиной. СПБ, 2003; Харитонов СВ. Древний город Эски-Кер-мен: Археология, история, гипотезы. СПБ, 2004. С. 68-80, 105-106; Кулаев К. В., Ф. И. Шмит как теоретик эстетического воспитания, "Искусство", 1988, № 7.

Архивы: ЦГАЛИ СПБ. Ф. 389 (Шмит Ф. И.; 193 ед. хр.); Архив ИИМК РАН. Ф. 55 (Шмит Ф. И.; 48 ед. хр.); Ф. 2. Оп. 3. N753 (Личное дело); ЦГИА СПБ. Ф. 14. Оп. 3. N 3202 (Студенческое дело); Ф. 14. Оп.1. N 9534, 10264; Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 6. Оп. 1. N 376 (письма Ф.И. Шмита О.Ф. Вальдгауэру); РГИА. Ф. 492, Ф. 1343. Оп. 33. N 2200 (Дело о дворянстве Шмидт); РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 10. N 711 (Личное дело, в т. ч. автобиография 1925).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 592-593.
Энциклопедия "Немцы России"

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу