|
Валентина Николаевна Шацкая[26.05(07.06).1882 г., усадьба Горки, ныне с. Горки Калининской обл., - 07.03.1978 г., Москва], педагог, действительный член АПН РСФСР (1950 г.), профессор (1935 г.), кандидат педагогических наук (1949 г.). По окончании Московской консерватории (1905 г.) преподавала в музыкальной школе, работала в детских клубах обществ "Сетлемент" и "Детский труд и отдых". В 1911 г. вместе с С. Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" (под Калугой), где руководила эстетическим воспитанием. С 1919 г. заведовала школой-колонией "Бодрая жизнь", вошедшей в состав Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР, и возглавляла музыкальный отдел станции (с 1920 г.). В 1932 – 1943 гг. заведовала кафедрой музыкального воспитания в Московской государственной консерватории. В 1944 – 1946 гг. заведовала кабинетом эстетического воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1948 – 1962 гг. директор НИИ художественного воспитания АПН РСФСР. Шацкая заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Шацкая рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы. Шацкая принимала активное участие в деятельности педагогической секции ГУСа по разработке программ для средней школы, по созданию учебных пособий и методических разработок для преподавателей детских садов, школ, педагогических училищ (с 1940 г. Шацкая - член учебно-методического совета и председатель секции художественного воспитания). Шацкая была одним из инициаторов создания в стране детского музыкального радиовещания. Литература: Скаткин Л Н., Ветлугина Н. П., Жизнь в поисках, «Советская педагогика», 1972, № 8; Фрадкин Ф. А., Время выбирает людей, «Советская педагогика», 1982, № 8; Плохова М. Г., Науч.-пед. деятельность В. Н. Шацкой, там же. М. Г. Плохова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 575. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|