|
Виктор Фёдорович Шаталов(р. 01.05.1927 г., Сталино, ныне Донецк, Украина), педагог-новатор, заслуженный учитель Украинской ССР (1987 г.), народный учитель СССР (1990 г.). Участник Великой Отечественной войны. Окончил Сталинский педагогический институт (1953 г.). На педагогической работе в школе с 1951 г. С 1956 г. вёл экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР (с 1973 г.) и Академии педагогических наук СССР (с 1985 г.). С 1992 г. доцент Института последипломного образования в Донецке. Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы (с 1984 г. - 11-летней) оригинальную систему интенсивного обучения. В ней используются авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах (упрощающих процесс изложения - восприятия) и ориентированные на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематической обратной связи), позволяющие отказаться от ученических дневников и классных журналов. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные "предложения", объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. Традиционные экзамены заменены работами по "листам группового контроля" и т. н. релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий. Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, т.е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Широко используются игровые формы учебных занятий. Многие находки Шаталова используются педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям. Система Шаталова позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня (в школе Шаталова - четверг и воскресенье). Уроки физического воспитания проводятся ежедневно. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. /гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2, 1999, С. 574. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|