Эдуард Сеген

Эдуард Сеген (Seguin)

(20.01.1812, Париж, - 28.10.1880), французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики, автор медико-педагогической системы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Первоначально занимался индивид, воспитанием слабоумных детей. С 1839 г. руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). Здесь Сеген провёл ряд реформ, улучшающих условия жизни и воспитания детей. В 1841 г. организовал частную школу-пансион для отсталых детей. В 1848 г. уехал в США, где организовал первые в этой стране учреждения для слабоумных.

Сеген считал принципиально возможным воспитание и обучение всех слабоумных. Слабоумие, по Сегену, характеризуется, в частности, безволием и снижением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания - вывести слабоумного из этого инертного состояния, сделать его работоспособным. Системой специальных упражнений-тренировок следует развивать двигательные способности, органы чувств, а затем воспитывать мышление, формировать представления и понятия, дать навыки чтения, письма и счёта. Завершаться воспитание слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств. Большое значение Сеген придавал благоприятным гигиеническим и бытовым условиям в учреждениях для слабоумных, режиму в них, личности воспитателя.

Система Сегена получила широкое международное признание и оказала влияние на другие педагогические концепции, в т. ч. на систему М. Монтессори.

В системе Сегена для специалистов оказались привлекательным её оптимизм в оценке возможностей обучения и воспитания умственно отсталых детей, направленность её на их всестороннее развитие, стремление Сегена активнее включить умственно отсталых в трудовую жизнь. Не потеряли значения и практические советы Сегена по организации ухода за глубоко отсталыми детьми, по воспитанию у них навыков самообслуживания.

Соч.: Theorie et pratique de l'education des enfants arrieres et idiots. Lesens aux jeunes idiots de l'hospice des incurables, pt l-2, P., 1842-43; Images granduees ä l'usage des enfants arrieres et idiots, F., 1846; Historical notice of the origin and progress of the treatment of idiots, Ohio, 1852; Idiocy and its treatment by the physiological method, N. Y., 1866; New facts and remarks concerning idiocy, N. Y., 1870; в pус. nep. - Воспитание, гигиена и нравств. лечение умств.-ненормальных детей, СПБ, 1903.

Лит.: Замский X. С., История олигофренопедагогики, M., 19802; Goddard H. H., Das Leben und Wirken Seguins, W., 1912.

X. С. Замский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 2, 1999. - С. 315.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: