Юрий Аркадьевич Сауров

Юрий Аркадьевич Сауров

(родился 21.11.1947 г., д. Кадаево Яранского района Кировской области), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры Вятского государственного гуманитарного университета, профессор кафедры Кировского ИПКиПРО. Окончил физический факультет Кировского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1973 г.). Во время учебы проявил склонность к научной деятельности, на четвертом курсе публикуется его первая научная статья. Работал (1973-1976 гг.) учителем физики и астрономии Сердежской средней школы Кировской области. В 1976 г. в журнале «Физика в школе» публикуется его первая статья из опыта организации обучения школьников. В 1976 году принимается по конкурсу на должность ассистента кафедры общей физики Кировского госпединститута, осваивает разные учебные курсы общей физики и методики физики, активно участвует в общественной деятельности: работает деканом Университета научно-педагогических знаний, общественным редактором институтской многотиражки. В 1977-1980 г. учится в целевой аспирантуре НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (научный руководитель - В.Г. Разумовский), успешно защищает кандидатскую диссертацию «Проблема формирования понятия взаимодействия в школьном курсе физики» (защита в Москве, 05.12.1980) и возвращается на работу в родной институт. С сентября 1980 г. он - ассистент кафедры общей физики, с 1 сентября 1981 г. - старший преподаватель кафедры теоретической физики и методики физики, в 1982-1985 г. - декан физического факультета.

С 1985 года Сауров ориентирует себя на активизацию научной деятельности, руководит тремя хоздоговорными темами по методике обучения физике (1985-1992 гг.): «Сравнительный анализ раздела «Электродинамика» учебных пособий по физике для 10 класса средней школы» и «Разработка и достижение планируемых результатов обучения физике» - с АПН СССР, «Разработка моделей уроков по механике и молекулярной физике и их внедрение в учебный процесс» - с Кировским ИУУ. В это же время определяется тема докторской диссертации «Проблема организации учебной деятельности в методике обучения физике» (Москва, 1993 г.). В 1989-1990 гг. для завершения диссертации находился на должности старшего научного сотрудника. В 1991 г. выходит первая монография «Организация деятельности школьников при обучении физики», в 1992 г. - первая книга для учителей страны в издательстве «Просвещение» «Электродинамика: Модели уроков».

Дальнейшая научная и педагогическая деятельность Ю.А. Саурова во многом опирается на результаты докторской диссертации. Постепенно все больше стало развиваться науковедческое направление в теоретических исследованиях. Его промежуточные итоги подведены в монографиях «Вопросы методологии управленческой деятельности» (2003 г.), «Построение методологии методики обучения физике» (2002 г.), «Основы методологии методики обучения физике» (2003 г.), «Вопросы методологии физических измерений при обучении физике» (2005 г.), «Научные картины мира: Элементы эпистемологии» (2006 г.), «Принцип цикличности в методике обучения физике» (2008 г.). Теоретические поиски, определение «кто есть мы в методике» способствовали выделению вятской школы методистов-физиков, обозначению направления научных исследований «Дидактические модели в методике обучения физике». В издательстве «Просвещение» выходит пять книг моделей уроков (1992, 1996, 1998, 2005), публикуются десятки статей по вопросам методологии учебного познания.

Статус доктора, а затем и профессора (1994 г.), естественно привел к задаче построения организационной и содержательной вертикали в подготовке специалистов «студенты - магистры — учителя - аспиранты». Сюда относится работа по лицензированию магистратуры, аспирантуры (с 1994 г.) и докторантуры, открытию и деятельности диссертационного совета (с 1995 г.), подготовке различных программ и пособий. Происходит развертывание исследовательской деятельности по экспериментальному изучению учебного процесса (в основном с аспирантами), организация коллективных дел по обмену опытом (четыре республиканские конференции «Модели и моделирование в методике обучения физике», ряд региональных), организуется подготовка и проведение ежегодных диагностических работ в Кировской области, их обработка и анализ. В 1995 г. под руководством Саурова организуется научная лаборатория «Моделирование процессов обучения физике», которая инициирует многие исследования.

В 1996-2001 гг. Сауров заведует кафедрой теоретической физики и методики преподавания физики, в 1995-2007 гг. - председатель диссертационного совета, в 2004-2005 гг. - руководитель методологического семинара для преподавателей Кировского ИУУ. За последние десять лет многие научные проекты приобретают республиканский статус: пособия для учителей страны серии «Модели уроков» входят в методический комплект федерального учебника физики, дважды в «Просвещении» издается книга «Экспериментальные задачи по физике: 10-11 кл.» (1998, 2000 гг.), в 2000 г. в издательстве «АСТ-ПРЕСС» с участием Саурова выходит универсальное учебное пособие «Физика: Школьный курс», с 2005 г. Сауров - один из авторов проекта по написанию профильного учебника физики для 10-11 классов. В 2005 г. Сауров приглашен быть членом редколлегии методической газеты «Физика» (Москва), журнала «Учебная физика» (РАО, Глазов). В 2006 г. по итогам открытого конкурса по представлению Кировского института повышения квалификации и переподготовки кадров Сауров был избран членом корреспондентом государственной Академии наук «Российская академия образования» по специальности «Методика обучения физике». Всего к настоящему времени ученым опубликовано около 340 научных и научно-методических работ.

Для Кировской области существенной является научно-педагогическая деятельность Саурова с учителями физики. Более 15 лет он инициатор и организатор творческих коллективов учителей области. В 80-90-х годах под его руководством создана традиция постоянного экспериментального исследования учебного процесса по физике. С тех пор и до настоящего времени идет поиск и апробации подходящих методик для диагностики достижений школьников. В 1984 г. по заказу АПН СССР Сауров руководит педагогическим экспериментом по использованию нового учебника «Физика-10». В эту работу включаются учителя физики (Л.А. Рябова, Л.М. Кокорина, Г.Т. Гамова, Е.В. Лопаткин и др.). Редкой по форме и результатам было выполнение многолетней хоздоговорной темы по разработке и внедрению моделей уроков в практику школ Кировской области (1986-1989 гг.). В эксперименте участвовали десятки школ, анализ и обсуждение данных о реалиях учебного процесса способствовали пониманию методических проблем, формировали учителей-исследователей. С 1996 г. на основе изучения практики начинает издаваться сборник «Исследование процесса обучения физике» (11 выпусков). В 90-е годы разрабатывается концепция регионального мониторинга достижений школьников, впервые организуются областные контрольные работы в форме специально сконструированных тестов, которые позднее широко публикуются в центральной печати.

Принципиальной и весьма важной считается установка профессора Саурова на оказание методической помощи учителю-практику. Найдена и распространена форма методической разработки — «модель урока», практически в сотрудничестве с учителями реализована программа создания «банка» моделей всех уроков физики. Почти двадцать лет разработки моделей уроков издаются в Кировской области (десятки пособий), по ним практически работает каждый учитель физики. Они помогают учителю расти, ориентируют на внедрение современных достижений методики обучения физике. В соавторстве с учителями, в том числе с заслуженными учителями РФ Л.Н. Барамзиным, К.И. Гридиной, Л.М. Кокориной, Л. А. Рябовой, В.Н. Патрушевым, вышло более 50 пособий, почти 100 статей. В 1998 г. в соавторстве с В.Н. Патрушевым публикуется обобщающая книга об учителях физики Кировской области «Практика обучения как творчество», которая задает ориентиры в профессиональной жизни учителя.

За успехи в работе Сауров награжден значком «Отличник народного просвещения», медалью К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук».

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского