>Карл Роджерс

Карл Роджерс (Rogers)

(08.01.1902 г., Ок-Парк, штат Иллинойс - 04.02.1987 г., Ла-Джолла, Калифорния), американский психолог, один из лидеров "гуманистической психологии". В 1940-1963 гг. профессор университетов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 г. директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). Начал свою деятельность как психотерапевт, в дальнейшем перешел к проблемам психологии. Pоджерс разработал так называемый недирективный или центрированный на клиенте метод психотерапии, в основу которого легли его теоретическое представления о механизмах формирования личности. Теория Pоджерса оказала влияние главным образом на детскую психологию и детскую психопатологию (терапия неврозов). Pоджерс различает две системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить и усилить себя, и "Я" личности - особую сферу опыта человека, складывающуюся из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру. Центральной для Pоджерса является категория самооценки: в результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе. Pоджерс придает кардинальное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и ученика. Самоактуализация личности, по Pоджерсу, хотя и "запрограммирована" изнутри, но нуждается в оптимальных внешних условиях. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, что способствует раскрытию творческого потенциала личности.

Основанные на психотерапевтическом подходе Pоджерса воспитательно-образовательные установки получили название "недирективная педагогика": учитель должен взять на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархичной стихийности педагогического процесса и снижению уровня обучения в школе. Заслуживает внимания установка Pоджерса на включение в педагогическую практику психотерапевтических приемов оптимизации общения.

Лит.: Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, M., 1968; 3ейгарник Б. В., Теории личности в зарубежной психологии, M., 1982; Пилиповский В. Я., Критика современных буржуазных теорий формирования личности, M., 1985; Maddi S. R., Personality theories., N.Y., 1972.

В. Я. Пилиповский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 266-267.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского