|
Поль Робен (Robin)(03.04.1837 г., Тулон, - 01.09.1912 г., Швейцария), французский педагог и общественный деятель. После окончания нормальной школы (1861 г.) преподавал в лицеях Рошсюр-Йона и Бреста. В 1866 г. в Бельгии вступил в Первый Интернационал, для которого представил "Доклад об интегральном образовании", призывая "искать новую систему воспитания, при которой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука". В содержание интегрального воспитания Робен включал знание научных законов, способов их исследования, общее понятие о промышленности и её современных приёмах, теоретическое и практическое изучение орудий, развитие художественного чувства и т. д. В 1869 г. был выслан из Бельгии во Францию. С 1871 г. жил в Лондоне, участвовал в работе Генерального совета Интернационала. С 1879 г. инспектор начального образования в Блуа, где через год создал Педагогическое общество своих единомышленников. С 1880 г. возглавлял детский приют Прево близ Кампюи в Уазе, откуда в 1894 г. из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку. Робен выступил с демократической педагогической программой. Подчёркивая "неоспоримое право" каждого на полное развитие всех своих творческих наклонностей, он утверждал, что в капиталистическом обществе личность лишена такого права, поскольку школа не даёт систематического и разностороннего образования. Робен стоял за соединение теоретических и практических знаний, поощрение самодеятельности детей. Универсальным средством воспитания считал физический труд. Обучение предлагал строить в общении с природой, на конкретном практическом учебном материале. Свои педагогические идеи Робен пытался реализовать в интернате Прево, которым руководил вместе с Ш. Делоном. До прихода Робена приют напоминал казарму. Благодаря Робену дети узнали заботу и дружеское участие. Он стремился воспитывать у учеников любовь к родине, мужество, доброту, честь, волю, уважение к труду. В интернате зародились отношения взаимного уважения и помощи. У малышей появились старшие опекуны. Здесь внимательно относились к здоровью и физическому развитию детей: рациональный режим питания, сна, закаливания, спорт, занятий. Был существенно активизирован учебный процесс по сравнению с обычной школой. На трудовое обучение отводилось ежедневно 5 часов. Ребята старше 10 лет поочерёдно знакомились почти с 20 ремёслами, специализируясь затем в одном из них. В интернате действовали сельскохозяйственная ферма, столярная, слесарная, кузнечная мастерские. 7 часов в день шли уроки по программе начальной школы, на которых систематически использовались различные учебные пособия (телескоп, барометр и пр.). Занятия проводились в поле, лесу, саду. Практическая педагогическая деятельность Робена явилась одним из первых опытов демократического воспитания. Лит.: Кайданова О., Сиротский дом Прево и его создатель - Поль Робэн, "Свободное воспитание", 1907-1908, № 10; Шильникова М. Е., Из опыта работы Поля Робена в интернате Прево, Советская педагогика, 1956, № 12; Фрумов С. А., Педагогические взгляды П. Робэна, в его книге: Французская школа и борьба за ее демократизацию.1850-1870, М., 1960, с. 518-533; ДжуринскийА. Н., "Школьный вопрос" в рабочем и социалистическом движении Франции на рубеже XIX-XX вв., Советская педагогика, 1984, № 9; Giroud G., Cempuis. Education integrale, P., 1900; Husson J., P. Robin, educateur, Cannes, 1949; Dommanget M., P. Robin, в его книге: Les grands sociaistes et l'education: de Platon ä Lenine, P., 1970, p. 328-56. H. Джуринский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 266. |