|
Соломон Маркович Ривес[06.(18).06.1892, Умань Киевской губернии, ныне Черкасской области Украины, - 06.07.1953, Москва], педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1945 г.), профессор (1934 г.), доктор педагогических наук (1952 г.). Окончил Высшие научно-педагогические курсы (1924 г.). В первые годы после Октябрьской революции был одним из руководителей школы-коммуны и детского городка в Одессе - детских учреждений для беспризорных детей. С 1924 г. преподавал в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, других педагогических вузах; с 1938 г. в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина; одновременно вёл научно-исследовательскую работу в научно-исследовательских институтах Наркомпроса РСФСР и Академии педагогических наук РСФСР. В последние годы жизни руководил лабораторией по изучению педагогического наследия А. С. Макаренко в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР. В одесской школе-коммуне создал на основе принципов гуманной педагогики оригинальную воспитательную систему для детей, лишённых попечения родителей. Главным звеном этой системы являлся детский коллектив, который строился на основе трудового воспитания, самообслуживания, творческой культурной жизни воспитанников. Ривес - один из инициаторов введения отрядов - формы объединения в группы детей с одинаковым уровнем развития и интересами. Педагогические выводы Ривеса обобщены в книге "Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции" (1924 г., совместно с Н. М. Шульманом). Разрабатывал вопросы дидактики, школоведения, истории отечественной педагогики после 1917 г. Его работы по вопросам новых методов и организационных форм обучения в конце 20-х гг., в том числе книга "Метод целевых заданий и Дальтон-план в школе I ступени" (1927 г.), пользовались большой популярностью среди учительства. В последние годы жизни занимался исследованием проблемы воспитания учащихся в процессе обучения. Результаты этой работы, осуществлённой при участии ряда учителей, опубликованы посмертно в труде "Воспитание воли учащихся в процессе обучения" (1958 г.) и представляют большой вклад в теорию воспитания и методику исследований педагогических проблем. Пропагандист идей Макаренко, способствовал их теоретическому развитию и претворению в практику школы. Литература: С. М. Ривес. [Некролог], «Советская педагогика», 1953, № 9. Р. Б. Вендровская Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 262. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|