Надежда Ивановна Попова

(12.10.1877 г., Москва, - начало 1950-х гг., там же), педагог, кандидат педагогических наук (1935 г.), доцент (1934 г.). Педагогическую деятельность начала учителем Московского городского начального училища (1894 г.). По окончании исторического отделения Высших женских курсов в Москве (1899 г.) преподавала в начальной школе (до 1917 г.), заведующая 2-й Опытной школой им. К. А. Тимирязева МОНО (1919-1927 гг.), член комиссии Наркомпроса по составлению программ (1927-1930 гг.). Вела преподавательскую деятельность в Центральном институте повышения квалификации работников народного образования (1931-1932 гг.), в Городском педагогическом институте (1932-1940 гг.) и научную исследовательскую в НИИ начальной школы (1937-1938 гг.), в НИИ теории и истории педагогики (1944-1948 гг.).

До 1917 г. в организованном ею "Кружке московских городских учительниц" разработала оригинальную программу начального обучения, в которой стремилась реализовать в единстве принципы трудовой школы и комплексной системы. Программа Поповой строилась на идеях интеграции отдельных направлений начального образования. Как предмет выделялся лишь курс "мироведения", способствующий формированию целостного мировоззрения на основе активно-деятельностного подхода. Концепция школы, программы и методической рекомендации обобщены Поповой в книге "Четыре года преподавания в начальной школе" (1919 г.).

Активно участвовала в учительском обществ, движении, отстаивала профессиональные интересы педагогов. В 1905-1907 гг. и в 1917 г. председатель Московского бюро ВУСа, один из организаторов всеобщей забастовки московского учительства (декабрь 1917 г. - январь 1918 г.). Выступала против насаждения в школе классово-партийной идеологии. В 1919 г. на базе 2-й Опытной школы МОНО создала "Школу жизни" - типовую школу общины, в которой стержнем учебно-воспитательской деятельности являлись трудовое воспитание, взаимодействие с окружающей жизнью, исследовательские методы и игровые формы в обучении. Учебный процесс строился на методе проектов. Программа летних занятий предусматривала сельскохозяйственное опытничество и осмысление мира природы. В городе Попова организовала учебное заведение, позднее названное "Школой полного дня". О педагогической эффективности методики Поповой свидетельствовала подготовленная учащимися книга "Как мы живём и работаем в нашей "Школе жизни"" (1925 г.). Свой опыт Попова обобщила в книге "Школа жизни" (1925 г.) и "Метод проектов и школа жизни" (1926 г.). Составила программы для 1- 2-й групп начальной школы (1927 г.).

В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений разрабатывала вопросы методики преподавания географии на основе краеведческого материала, отражённые в учебной и методической литературе: "География в начальной школе" (1933 г., соавтор), "Учебник географии" для 3-4-х классов (1935 г.), "Методическое пособие для учителей начальной школы" (раздел географии, 1938 г.). В 40-х гг. подготовила на большом фактическом материале работы (остались в рукописях) по истории отечественной школы и педагогики ["Из истории сельскохозяйственного труда в начальной школе", "Очерки теории и практики передовой русской педагогики (1900-1917 гг.)", "Опытно-показательные школы НКП РСФСР"], где отразила стремление российских педагогов создать новую трудовую школу, основанную на принципах свободного развития детей, стимулирующую их творческую активность.

Литература: Меньшикова Е. А., "Школа жизни" Н. И. Поповой, Начальная школа, 1990, № 2; Богуславский М. В., Соловьев В. А., "Школа жизни" Поповой, "Магистр", 1992, № 6.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 174-175.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу