Вера Ефремовна Пестель

(13.05.1887, Москва, - 18.11.1952, там же), художник-живописец, педагог. Училась в Строгановском училище, в 1906-1907 гг. в студии К. Юона (Москва), в 1909-1911 гг. в художественной школе К. Киша (Будапешт). В 1920-1930 гг. преподавала живопись и рисунок в созданной А. В. Бакушинским школе "Детское творчество" (Москва).

Пестель принадлежала к сторонникам свободного воспитания. Разрабатывала теоретические аспекты проблемы этого педагогического течения. Считала, что в ребёнке изначально скрыты творческие силы, высвобождению которых должен содействовать педагогический процесс. Особое внимание уделяла эстетическому воспитанию детей. По её мнению, российская педагогика должна сделать поворот от массовых его форм к конкретной личности, к раскрытию её творческого потенциала.

В условиях острой социальной конфронтации первых лет революции Пестель выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения противоречий между ребёнком и миром. Отсюда обострённый интерес Пестель к индивидуальным способностям ребёнка, к самовыражению, к изучению прежде всего детского изобразительного творчества. По Пестель, основная задача педагога - дать как можно шире выявиться этой способности, снабжая ребёнка разнообразным природным материалом. Эти идеи нашли отражение в программе по изобразительному искусству для школ I и II ступени (1925-1926 гг.), в основу которой было положено "искусство самого ребёнка".

Эстетическое воспитание Пестель рассматривала как творческий процесс, в результате которого ребёнок учится не просто механически воспроизводить своё зрительское восприятие, а понимать искусство, замыслы художника, живописную и пластическую форму. Пестель ставила перед учителями рисования конкретные методические задачи: подбирать для воспитанников такие упражнения, которые станут стимулом для рассматривания произведения, постижения его сути и одновременно развития воображения, выражения детских представлений.

Отвергая традиционно принятый в школе метод срисовывания с неподвижной натуры, она считала, что только подвижная натура может пробудить эстетическое чувство, приковывая и возбуждая внимание.

Часто в своей педагогической практике Пестель побуждала детей к работе над большими художественными полотнами. Значит, роль в эстетическом воспитании школьников она отводила выставкам ученических работ.

Педагогическая ценность представляет и опыт деятельности школы "Детское творчество", в программу которой входило знакомство детей с природой, элементами декоративно-прикладного искусства, с процессом художественного оформления различных объектов. Дети самостоятельно создавали свободные композиции: "Птица", "Дерево", "Город" и т. п. После этого наиболее удачные композиции отбирались для производственного воспроизведения. Ученики Пестель получали не только твёрдые, устойчивые трудовые навыки, но и решали чисто художественные задачи, постигали элементы живописного образа, входили в жизнь эстетически развитыми людьми.

Литература: Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925.

К. В. Кулаев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 143.

Картины:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Кубизм