|
Борис Михайлович Неменский(родился 24.12.1922 г., Москва), живописец и педагог, общественный деятель, академик РАО (1992 г., член-корреспондент АПН СССР с 1991 г.). Окончил Московский художественный институт (1951 г.). Работал в Студии военных художников им. M. Б. Грекова (1942-1962 гг.). Преподавал в Московском городском педагогическом институте им. В. Г. Потемкина (1957-1960 гг.), МГПИ (1960-1962 гг.), ВГИКе (с 1962 г., профессор с 1990 г.). Секретарь Союза художников СССР (1963-1988 гг.), председатель комиссии по эстетическому воспитанию союза. Автор многих живописных полотен на темы Великой Отечественной войны ("Земля опаленная", 1957 г., Третьяковская галерея, "Безымянная высота", 1961-1962 гг., и др.), пейзажей ("Дыхание весны", 1955 г., Русский музей, и др.), серий портретов ("Поколения" 1977- 1978, и др.). Инициатор создания (1991 г.) Московского центра художественной культуры и образования. Опыт преподавательской деятельности привел Hеменского к необходимости разработки целостной программы художественного воспитания, детализованной для различных ступеней образования. В конце 70-х гг. Hеменский предложил один из ее вариантов, поддержанный Союзом художников. Цель такой программы - формирование многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного. Важная особенность программы - ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования. Приобщение к ценностям искусства, по Hеменскому, происходит и при решении учебных задач из курсов естественных и точных наук, в которых педагог может выявить и показать учащимся красоту мысли, гармонию познавательных и этических ценностей. Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением "художественной грамотностью", предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств. Академическая основа различных художественных стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по искусству. Общеобразовательной школе отводилась основная роль в подготовке учащихся как зрителей, слушателей произведений искусства. Художественные знания в этом случае - не цель обучения, а средство приобщения учащихся к искусству, инструмент формирования их мировоззрения. Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития. Новый вариант программы, получивший название "Изобразительное искусство и художественный труд", создан под руководством Hеменского в 80-х гг. Он принят во многих школах Российской Федерации. Автор книг о художественном творчестве, в том числе для педагогов и для учащихся "Солдат и подснежник" (1971 г.), "Распахни окно" (1974 г.) и др. Литература: Дмитриева H. А., Б. M. Неменский [М., 1971]; Симонов К. М., Б. М. Неменский. Память сердца, М., 1980, Мелик-Пашаев А., Судьба программы, Средняя школа, 1987, № 10. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1993, с. 37. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|