Александр Григорьевич Неболсин

Александр Григорьевич Неболсин (Небольсин)

[30.04(12.05).1842 г. Петербурге, - 28.01(10.02).1917 г., там же], деятель профессионального образования в России. По окончании Александровского лицея (1862 г.) служил в Центральном статистическом комитете, затем в министерствах: финансов, народного просвещения, торговли и промышленности. Преподавал в воскресных школах ещё будучи лицеистом, организовал одну из первых народных читален.

С 1872 г. член Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе, с 1874 г. товарищ председателя, а с 1887 г. её бессменный председатель. Член Ученого совета Министерства народного просвещения по техническому и профессиональному образованию. Организатор и редактор педагогического журнала "Техническое образование" (1892-1916 гг.; с 1908 г. "Техническое и коммерческое образование"). Неболсину принадлежала инициатива созыва Всероссийских съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1892/1893 гг., 1895/1896 гг., 1903/1904 гг.), на которых он выступал с докладами принципиального значения, а также организации выставок учебных заведений и экспертизы их продукции. Благодаря деятельности Неболсина произошло значительное расширение сети и типов учебных заведений Русского технического общества, увеличение контингента учащихся-рабочих и их детей, упрочение общественно-государственного характера образовательных учреждений Русского технического общества (школ, курсов, музеев и др.), улучшение их финансирования. Эти меры по развитию рабочего образования Неболсин рассматривал как важный фактор подъёма уровня российской промышленности, общей и профессиональной культуры фабричного и заводского населения.

Организаторская деятельность и идеи Неболсина способствовали формированию общественно-педагогического движения в области профессионального образования, развитию демократической концепции подготовки квалифицированных рабочих. Связь детского труда и ученичества с общим и профессиональным обучением детей и подростков-рабочих - одна из главных идей Неболсина. Он отстаивал совершенствование фабричного законодательства о труде и обучении детей-рабочих, повышение возраста начала профессионального образования до 14-15 лет, введение налога на фабрикантов для школьного обучения малолетних рабочих, развитие вечерне-воскресного обучения. В соединении обучения детей-рабочих с их работой в мастерских, общего и профессионального обучения взрослых рабочих с их трудом Неболсин видел средство преодоления пороков ученичества, приводивших к одностороннему развитию личности. Им предложен новый тип высшего народного училища для подготовки окончивших начальные народные училища к низшему профессиональному образованию, профориентационной теоретической и практической деятельности со сроком 2-3 года, а также двухлетних подготовительно-профессиональных школ для подростков 15-18 лет. В учебных заведениях Русского технического общества он рекомендовал шире преподавать "язык техники" (черчение и рисование), использовать образцы производств, продукции, модели, макеты машин и механизмов.

Неболсин поддерживал общественно-педагогическое движение земств и городских обществ по созданию профессиональных учебных заведений, подготовке выпускников начальных народных училищ для обучения ремеслу, ставил вопросы упорядочения процедуры присуждения званий подмастерья и мастера, социальной защиты права на квалификацию для выпускников низших профессиональных училищ и др. Журнал "Техническое образование" освещал мировой опыт подготовки специалистов, объединял лучшие силы учёных, педагогов-инженеров, предпринимателей. Неболсин рассматривал профессиональное образование как дело не только государства, но прежде всего российского общества, одним из источников экономической силы России.

Литература: H. M. Корольков, Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию, СПБ, 1912; М. Шабаева, Поборник просвещения народа. К 120-летию со дня рождения А. Г. Неболсина, «Народное образование», 1962, № 5; Д. Павлов, Организатор просвещения рабочих, «Профессионально-техническое образование», 1972, №12; Н. Кузьмин, Техническое образование: страницы былого, «Профессионально-техническое образование», 1982, № 10.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 35.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу